Сегодня - очередной случай, когда тему для статьи дает единственное фото. Вот это:
Казалось бы, обычная "горизонталка", да еще и не в лучшем состоянии. Однако, если приглядеться к линии стыка стволов с колодкой, уже становится заметен какой-то явный "нестандарт". И ярче всего его видно при переламывании ружья:
Действительно, вместо привычного запирания горизонтальных ружей рамкой Перде или болтом Гринера здесь система совершенно другая. Лобовая часть колодки с бойками выполнена не монолитной, а качающейся - при складывании ружья с ее боковыми упорами сцепляются крюки ствольной муфты. Простым и технологичным такое запирание не назвать, но и жесткость оно обеспечивает хорошую: основную нагрузку на себя принимают в момент выстрела именно ствольная муфта и блок запирания, а не сама колодка.
Эта конструкция, не сколько практичная, сколько эксцентричная, была запатентована в начале XX века оружейником Францем Йегером из германского Зуля - фактически "оружейной столицы" Германии на протяжении множества лет. В частности, сохранился американский патент из базы Google:
В дальнейшем в Германии идею Йегера в разных вариациях использовали многие фирмы, причем что на двустволках, что на трехстволках, что на одноствольных штуцерах. Достаточно вспомнить несколько примеров:
Собственно говоря, именно сложность с одной стороны, но надежность с другой и не сделали систему запирания Йегера популярной во времена ее создания, но позволили ей возродиться в современности на оружии высокого класса. При изготовлении и ствольная муфта, и запирающий блок, и лобовая часть колодки должны либо изначально изготавливаться с высокой точностью, либо трудоемко подгоняться. Зато нагрузка при выстреле распределяется так, что даже на оружии под мощный патрон колодка сама по себе может изготавливаться из легких сплавов без ущерба для ресурса: именно жесткость механизма запирания указывается как основное преимущество еще в изначальных патентах Йегера. Современные станки с ЧПУ уже способны обрабатывать детали с нужным классом точности и высокой повторяемостью, что позволяет избежать ручной подгонки и, как следствие, обеспечить взаимозаменяемость деталей.