Большинство современных людей легко могут найти сходства между такими влиятельными политическими объектами как США и Япония. Уровень развития, технологий и жизни у обеих наций очень схож, кроме того, их объединяют и натянутые отношения друг с другом. Победа над сильнейшим государством во Второй мировой войне принесла странную реакцию со стороны японцев, которые начали с восхищением смотреть на американскую нацию и перенимать их новинки в кинематографе, музыке, искусстве и в культуре в целом.
С чего все начиналось
Одно из самых ярких «копирований» японцев стало заметно в то время, когда в Америке изобрели электрогитару.
- Gibson Les Paul;
- Fender Telecaster;
- ES;
- Stratocaster.
Эти гитары стали не просто легендами. Они вдохновили талантливых японцев на создание копий гитар, которые ничем не уступали американским оригинальным предшественникам. Юные гении с первого звука влюбились в музыку популярных групп, выходцев из США и Британии. Уже в 1970 году первые японские электрогитары увидел весь мир. Именно в этот момент в Америке продажи музыкального оборудования пошли на спад из-за неумелого руководства такими гигантами как «CBS» и «Norlin». Со временем, производители с мировыми именами сумели реабилитироваться и остались востребованы по сей день.
Японцам полюбился не только кинематограф и музыка, но и модные веяния Америки. Глядя на такие личности, как Марлон Брандо и Джеймс Дин, которые воплощали в себе весь стиль, харизму, строгость и пафос американцев, жители Японии хотели хотя бы на миг оказаться на их месте и в полной мере прочувствовать каково это – быть такими и жить на полную. Несмотря на это, стратегия в плане отношений между нациями в течении нескольких лет отрабатывалась в противоположном порядке. Скорее всего, именно это и помогло Японии в тяжелый период с 1970 по 1980 года, который они успешно выстояли и смогли подняться на экономическую вершину.
Япония по праву считается более «трудящейся» нацией, нежели американцы. В связи с этим, первые за короткое время сумели понять, что не могут себе позволить жить так же свободно, как жители Америки, иначе их экономика, развитие и другие жизненно важные показатели просто сойдут на нет. Японцы решили остановиться на малом, и позволить себе свободный стиль хотя бы на выходных.
Крах джинсовой империи
Особенная любовь к джинсам возникла в Японии, поскольку они как ни один другой товар воплощали в себе свободу и стиль американского духа. Каждый человек, имеющий американский ретро-автомобиль и пару стареньких джинсов Levi's мог ненадолго окунуться в мир американского гетто, мысленно ощутить свободу, витающую в каждой частице воздуха и едкий запах краски, исходящий от стен, сверху донизу изрисованных искусными граффити.
Индустрию денима постигла та же участь, что и большую часть производителей музыкальных инструментов, в частности гитар. Бурный поток производства, который порождал спрос покупателей, быстро вытеснил с первых позиций безупречное качество, с которого все начиналось.
Уже в 1980 году даже самые востребованные бренды существенно упростили этап производства и создания моделей. С каждой коллекцией ткань становилась заметно хуже и тоньше, глубина цвета давно пропала, вместе с заклепками, ремнями, скрытыми кнопками и петлями.
На этом этапе Япония сделала верное решение – отмотать время назад и вернуть былое качество в нишу джинсовой индустрии.
Osaka Five - возрождение индустрии денима
Studio D'Artisan
Важным шагом в реабилитации статуса качественных джинсов можно считать основание бренда Studio D'Artisan в 1978-1979 годах, которую возглавил Shigeharu Tagaki. Именно в этот момент японский деним заиграл совершенно другими красками. Возрождение начиналось не в Токио, а в сравнительно скромной Осаке, где объединились пять компаний, которые позже назвали «пятеркой Осаки».
Первый и основной принцип работы бренда – это использование качественного денима исключительно цвета индиго, французской пряжи и фурнитуры, что существенно отличалось от модных на то время, «кислотных» зарубежных джинсов. Первая оригинальная модель «DO-1» была выпущена в 1986 году и оценивалась в 29 000 иен (примерно 265 $) – неподъемная цена на джинсы в те времена. Она была обусловлена качеством ткани, которая изготавливалась на двадцати семи дюймовых челночных станках. Окраска производилась в специальных бухтах, а не просто окрашивалась поверхностно.
В начале 1995 года основатель покинул компанию прямо в самый разгар джинсового бума. Бренд Studio D'Artisan самостоятельно продолжил выпуск знакомого модельного ряда «SD-101», отличительной чертой которого была качественная фурнитура из Франции и насыщенные, глубокие цвета. Компания стала основоположником «Осаковской пятерки» и задала правильный вектор последующему производству.
Denime
Второй компанией, вошедшей в «Osaka Five», стало детище Йошиюки Хаяси, основанное в 1988 году. По факту, данный бренд взял начало не в Осаке, а в Кобе, и соприкоснулся с джинсовым бумом благодаря ажиотажу на весь модельный ряд. Основатель Denime сумел максимально приблизиться к винтажным моделям Levi's, создав лучшую пародию старых качественных моделей.
В отличие от экстремального и затратного успеха студии D'Artisan, Дениме быстрее поднялся по карьерной лестнице с минимальными капиталовложениями. Продукция компании была более бюджетной и распространенной в торговой среде, что породило высокий спрос во времена моды на ретро-джинсы. Кроме того, покупателям полюбилось и быстрое выцветание моделей, которое давало им вторую жизнь в качестве винтажных изделий.
В 2000 году владельцем компании стал Хитоси Цудзимото, более известный как основатель The Real McCoy's. Hayashi не только ушел из компании на пике ее славы, но и успел основать собственное производство, названное Resolute. Бренд воплотил лучшие традиции классического стиля, продолжив дело Hayashi. В скором времени производство воссоздало идеальную копию классических моделей 501 от Levi's.
Evisu
Третьей компанией, вошедшей в «Осаковскую пятерку» стала Evisu, основанная Хидехико Ямане. Глава производства не был первооткрывателем в вопросах создания идеального денима, но увековечил свое имя как один из тех, кто посодействовал ажиотажу и хорошему спросу на джинсовые изделия в 1990 году.
Эпоха Хидехико Ямане взяла начало в 1980 годах, когда качество джинсовой индустрии стремительно катилось вниз, даже у такого гиганта как Levi's. Именно в тот момент глава бренда начал исследовать популярные модели джинсов и основы создания лучших винтажных моделей хорошего качества.
Совместно с коллегой по цеху и товарищем Mikiharu Tsujita Ямане уволился с постоянной работы, создав собственный бренд Evisu, ставший в последствии легендой в производстве японских джинсов. Качество изделий оценило по достоинству издательство Mono, предложившее начинающей компании экспозицию. После данного события продажи стремительно пошли вверх.
Эвису – единственная компания из Осаковской пятерки, которая не только создала хорошие копии лучших американских джинсов, но и выпустила собственную, уникальную линейку изделий, благодаря которым пробилась на мировой рынок и стала известна далеко за пределами Японии.
Успех компании во многом зависел от правильного выбора целевой аудитории, в которой основными представителями стали:
- фанаты хип-хоп движения;
- поклонники «уличного»,свободного стиля одежды;
- любители стрит-арта.
На сегодняшний день бренд имеет огромную аудиторию ценителей качественных джинсов, которая распространена по всему миру.
Fullcount
Один из основоположников компании Ямане, Цудзита, быстро вник во все тонкости производства и основал собственный проект Fullcount, который в последствии также вошел в пятерку Осаки. Данный бренд стал первым, кто начал включать в производство мягкий хлопок с длинными волокнами, который поставляли из Зимбабве. Девиз компании гласил следующее – «Наши джинсы настолько идеальны, что вы будете с удовольствием носить их на протяжении всего дня, и снимете лишь потому, что пора ложиться в постель».
Главной целью производства было создание не только качественных и красивых джинсов, но и тех предметов гардероба, которые будет комфортно носить в повседневной жизни и легко сочетать с другими вещами разных стилей. Из всей пятерки лучших компаний по производству джинсовых изделий данная компания больше всех была нацелена на улучшение комфорта при носке джинсов, ведь брюки из денима уже тогда успели войти в ряды повседневной одежды не только мужчин, но и женщин. Также фирма стала первой, которая начала работу с тяжелой тканью.
Warehouse
Последний компонент в Осаковской пятерке – бренд Warehouse. Он был создан в начале 1995 года братьями Шиотани. Компания сконцентрировала внимание не на воспроизведении точных копий американских качественных моделей джинсов, а на создании собственных коллекций, которые будут пересекаться с винтажным стилем, но в тоже время и иметь свои отличительные особенности.
Первые модели выпускались с идеально подобранными деталями, каждые джинсы были продуманы до мелочей. Мелкие заклепки, скрытые пряжки для ремня и внутренние пуговицы, и множество других деталей, которые стали изюминкой производителя и полюбились потребительской аудитории. Джинсы изготавливались из переплетенных нитей особой прочности, кроме того, компания следила за пошивом каждой модели, и изобрела собственные параметры идеального пошива ткани. Первой флагманской моделью, которая известна по сей день как одна из лучших, стала «1001 XX». В ней производители успешно воплотили:
- качественный пошив с высчитанным количеством стежков на каждый дюйм ткани;
- заклепки из меди;
- вискозный карман в качестве дополнительной вкладки;
- нашивки из натуральной кожи оленя;
- железные пуговицы.
Каждая из пяти компаний, вошедших в Осаку, изначально имела разное представление о качественной джинсовой ткани и о развитии индустрии денима в целом.
Бренды Warehouse, Fullcount, Denime остались приверженцами традиционных понятий о дениме и его массовом производстве. Чего нельзя сказать о Evisu и Studio D'Artisan. Данные производители в целом оставались верными классическим, винтажным традициям, но в тоже время сумели принести в индустрию денима что-то свое, что сумело сделать их легендой далеко за пределами Страны восходящего солнца.
Вклад каждой компании в развитие качественного денима в Японии и на территории всего мира сложно переоценить. Несмотря на то, что жители Японии могут похвастаться лучшими джинсовыми тканями, во времена 1980-1990 годов не каждый рискнул вклиниться в данную нишу, основная масса предпринимателей занималась коммерческими продуктами.
Благодаря Осаковской пятерке индустрия сумела подняться «со дна», превратившись в настоящую джинсовую империю. Пятерка из Осаки подняла нишу на новый уровень в первую очередь в Окаяме и Курасики, где начиналось производство джинсовой ткани, как таковой.
Пять брендов стали основой для всех последующих молодых и не очень талантливых компаний, которые идеализировали их и с восторгом брали пример с тех, кто возродил джинсовую историю в Японии. Самыми экспериментальными и известными новыми брендами стали:
- Eternal;
- The Flat Head.
Из производителей, включивших в основу фактурные мягкие ткани и сумели добиться признания со стороны потребителей:
- Pure Blue Japan;
- Strike Gold.
Рассматривая вариант отсутствия на деним-сцене Osaka 5, можно с уверенностью заявить, что современная джинсовая индустрия, как таковая, могла бы вовсе не существовать. Пятерка японских брендов тщательно изучила процесс производства джинсов и потребительского спроса на них, чтобы добиться признанного всеми успеха и достичь небывалых вершин в индустрии денима.