В середине 20 века, когда началась активная застройка существующих городов и строительство новых, возникло такое понятие, как спальный район. Это понятие скорее присуще для мегаполисов, но иногда встречается в средних и даже небольших городах. В соответствии с первоначальными градостроительными планами, советские архитекторы запланировали крупные предприятия и производственную инфраструктуру располагать ближе к центру города, а районы для проживания – на периферии. Этот план делал спальные районы, в которых проживали большинство трудящихся, равноудаленными от мест их работы. Время на дорогу сокращалось, оставалось время на отдых и личное развитие. По крайней мере, так задумывалось изначально. А сами жилые кварталы, в которые фактически люди приезжали только спать, стали называться «спальными районами». На самом деле со временем картина нарисовалась не такая, какую запланировали градостроители.
Спальные районы советского образца
Итак, каким же был он - традиционный советский спальный район?
- Спальный район – район, удаленный от центра города. Одним из признаков спального района являлось время, затрачиваемое на дорогу к работе. Для таких видов застройки дорога жителей на работу обычно занимала более получаса.
- Застройка спальных районов была однотипная. Как правило, это совершенно одинаковые панельные пяти- или девятиэтажки, расположенные также по однотипному шаблону. Эта особенность застройки легла в основу известного фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!». Герой фильма, неожиданно оказавшись в другом городе, по своему адресу обнаруживает точно такой же район, такой же дом и такую же квартиру. Дверь квартиры он смог открыть таким же ключом.
- Каждый подобный район имел свою социальную инфраструктуру - детский сад, школу и поликлинику.
- Квартиры, расположенные в подобных районах, как правило, стоили дешевле аналогичных в центре города. Для тех времен, когда эти районы застраивались, правильнее было бы сказать - ценились меньше, учитывая, что все жилье принадлежало государству, и законным путем продажа квартир не осуществлялась.
- Спальные районы не имели собственных мест для проведения досуга и развлечений. Для того, чтобы скрасить вечерок, жильцам района приходилось ехать достаточно далеко.
- С магазинами ситуация складывалась такая же, как и с развлечениями. На всю округу были один-два небольших киоска. За всеми мало-мальски серьезными покупками приходилось ехать в центр города.
- В подобных жилых массивах была своя транспортная инфраструктура, связывающая центр с жилыми домами. Но зачастую в вечерние часы транспортная связь с «внешним миром» обрывалась, и добраться или выбраться с территории можно было только на такси.
Спальные районы сейчас
Современные архитекторы признают такую организацию пространства ошибочной. По их мнению, разделение территории по её назначению не оправдало возложенных на нее функций и сделало существование горожан неудобным и не эргономичным. Вместо создания отдельных узкоспециализированных районов современные специалисты вплетают в городскую сеть крупные торговые центры, офисные здания, элементы индустрии развлечений. Современные районы включают в себя все необходимое для комфортного труда и проживания граждан. Поэтому в последнее время термин «спальный район» приобретает приятную окраску для большинства горожан, и даже становится престижным и статусным. Судите сами.
- Здесь ведется активная застройка, но не типовых панельных домиков, а достойных жилых комплексов из монолита или даже монолита и кирпича с индивидуальными планировками, паркингами и комфортной придомовой территорией.
- Удаленность от центра с его производственной инфраструктурой и загазованностью делает районы экологически привлекательными для покупателей
- Современные спальные районы имеют всю необходимую инфраструктуру для того, чтобы многим жителям даже не приходилось выезжать за пределы района. Рестораны, фитнес-центры, офисные здания, кинотеатры, парки и все то, что делает жизнь человека интереснее, в избытке присутствует практически в каждом из них. Более того, крупные гипермаркеты и торговые центры как раз строятся на окраинах города. А в этих гипермаркетах обычно бывают самые приятные цены.
- Транспортная инфраструктура с приходом частных перевозчиков стала более «дружелюбной» к жильцам. Многие маршруты работают с небольшим интервалом движения и до глубокой ночи.
- Даже если и существуют какие-то проблемы с транспортом, наличие парковочных мест и гаражей решает возможные проблемы доступности отдаленных районов. Сейчас, когда у многих граждан есть личный автомобиль, вопросы оптимальной работы системы транспортных артерий отходит на второй план.
- Стоимость квартир на окраинах постоянно растет, это жилье перестало быть самым доступным в сравнении с остальными предложениями на рынке (хотя плюс это или минус сказать сложно).
- Летом и в выходные выехать за город и вернуться обратно гораздо проще из спальных и окраинных районов, чем через центральные улицы.
- Состояние общих коммуникаций (канализация, водопровод) в новых районах выгодно отличается от районов давней застройки. Вероятность выхода из строя систем водоснабжения и водоотведения, линий электропередач и других жизненно необходимых ресурсов в новом районе гораздо ниже.
Помимо очевидных преимуществ, есть еще и одно не явное, но убедительное. Со временем города разрастаются все дальше и шире. И если сейчас вы купили квартиру в новом спальном районе с видом на чистое поле, то через каких-нибудь пару лет вокруг гарантированно вырастут такие же дома, магазины, клубы, парки. Построят школы, сады, дороги и возможно даже велодорожки. А уже лет через 10 ваш район будет обжитым, престижным и в удобной транспортной доступности по сравнению с вновь построенными. Ведь процесс расширения городов и рост городского населения не прекращается и вряд ли остановится в ближайшее время.