Найти в Дзене
Газета Солидарность

Американские фармкомпании поставили на поток производство "безвредных" наркотиков

Российские беды часто объясняют некомпетентностью. Вот доверить бы дело специалистам! Вроде, логично. Если наукой рулит бухгалтер, а Кадастровой палатой массажист, то снизу это воспринимается как особо циничное издевательство элитки над податным населением, которое обязано при поступлении на работу предъявлять документы о профильном образовании. Господам не обязательно. Но с другой стороны, “оптимизацию” поликлиник пропихивали профессионалы (с дипломами и даже учеными степенями). Коллегам и пациентам от этого не легче. Есть целые отрасли, в которых Второе правило академика А.А. Зализняка (“профессионал, в нормальном случае, более прав, чем дилетант”) работает наоборот. Если вы сомневаетесь, стоит ли смотреть новый спектакль или фильм, то мнение случайного приятеля вам среднестатистически полезнее, чем рецензия критика. Первый меньше знает о предмете, зато свободен от корыстных мотивов, которые обращают знание в ничто.

Трагические новости из США просто торпедируют то взаимное доверие, которое лежит в основе общественного разделения труда. Кое-как придавили наркомафию, с огромным трудом и издержками (благополучная страна вышла в лидеры по количеству заключенных на 100 тыс. населения). Но тут Штаты накрыла новая волна наркомании, не лучше героиновой, только не из темного переулка, а из медкабинетов. В новом тысячелетии “лекарства, содержащие опиоиды, стали причиной почти 400 тысяч смертей от передозировки”. Недавно в Оклахоме “компания Johnson & Johnson оштрафована на 572 млн долларов за то, что выпускаемые ею обезболивающие вызвали эпидемию наркотической зависимости”. Другие корпорации ищут пути полюбовных (за большие деньги) соглашений с жертвами.

Что произошло?

Фармкомпании поставили на поток производство синтетических наркотиков (опиоидов), на которые оформляли документы о безвредности. Конечно, за такое надо не просто штрафовать, а судить по тем же статьям, по которым проходят торговцы героином. Но тысячи врачей с удовольствием вписались в схему. Есть много состояний в урологии, неврологии, стоматологии и проч., при которых человек долго испытывает болезненные ощущения и дискомфот. Чтобы не возиться с каждым таким пациентом, доблестные эскулапы стали назначать наркотики - хотя медик, прослушавший курс фармакологии, не мог не понимать, что такое, например, “оксикодон”. Но бумажки от производителей и наемных “экспертов” снимали с него юридическую ответственность. А моральная не беспокоила.

Моему знакомому в США выписали наркотики… от сдавления срединного нерва (видимо, последствие долгой работы на компьютере). Слава Богу, бывший советский человек проверил назначение. Коренные американцы более доверчивы.

При Трампе весь этот кошмар всплыл. И что же? Следующая кампания - за легализацию другой группы наркотиков, галлюциногенов, иначе именуемых “психомиметиками”, поскольку они приводят в состояние, напоминающее острый психоз. По итогам массового применения ЛСД в ходе “молодежной революции” подобные вещества были запрещены. Теперь именно со стороны специалистов звучат предложения ослабить запреты, и не в порядке “терапии отчаяния” (например, онкологическим больным), а для “лечения” тревожностей, астений и т.п. обычных неврозов, с которыми медицина и так неплохо справляется. Но фармакологам интересно поиграть с новыми препаратами. Конечно, если пациенту с астенией дать наркотик, ему станет намного лучше (и веселее). Месяца на три. А то, что потом с ним будут разбираться медики другого профиля (вплоть до патанатомии), специалистов не волнует.

Не случайно в сложных системах (из которых общество наисложнейшая) предусмотрены резервные механизмы безопасности на случай злоупотребления доверием. Абсолютно нормально, что профсоюзы вмешиваются в “высшую экономику”, церковь в “сексуальное просвещение” детишек, местные депутаты в застройку... А если никакие предохранители не сработали, народ в целом устраняет специалистов по управлению собой. Это называется революция.

Илья Смирнов, историк