- Во первых понять, что злиться нормально. Само чувство говорит, что что-то происходит не так и даёт сигнал «пора что-то с этим делать».
- Если злость на конкретного человека, то попробовать проанализировать не этого человека, а саму ситуацию.
“коллега тупой — не может с первого раза код написать нормально”, может стать “надоело в десятый раз ревьювить один и тот же код”
У меня есть маленький ребёнок. Когда он долго кричит, а я уставший его укачиваю уже несколько часов, то я начинаю злиться. Первым делом в моей голове злость переключается на ребёнка — он же причиняет мне неудобства. Так оставить тупиково — я порчу отношения с ребёнком. Помогает проанализировать ситуацию — устал потому, злит, что я не могу отдохнуть. вот теперь можно искать решение “как мне отдохнуть”. Например, попросить жену помочь.
3. Раскручивать клубок своих мыслей и проверять их на ментальные искажения. Можно по чеклисту:
- Избирательное абстрагирование — фокус только негативном
- «Черно-белое» мышление — “всё должно быть безупречно”
Пример под оба искажения: Доставляли огромный релиз. Я был проектным менеджером. После доставки начались серьезные проблемы с производительностью — сервера падали, было пару бессонных ночей и постоянные созвоны с клиентом. Месяц после доставки я переживал “релиз плохой — я не справился”. Руководитель вывел меня из ступора фразой “о, уже пару месяцев после той доставки и никаких больших проблем”.
- Сверхобобщение — общие выводы на основе единичного случая или факта, преувеличение негативной стороны (мысли с “Все, всегда, никогда, никто, вообще ”)
В компании был период, когда компонентные команды раскидывали на имплементационные. Еще пару раз встречался с тем, что кого-то принудительно перекидывали из одной команды в другую. Естественно, в разговорах с руководителем я говорил “да компания всегда сработавшиеся команды разрушает”.
- Чтение мыслей — додумывание эмоций, чувств и мыслей других людей
Когда только пришел в компанию, то было стыдно задавать вопросы по работе продукта — каждый раз казалось, что коллеги подумают, что я некомпетентный.
- Катастрофизация — раздувание огромной проблемы из маленькой. Постоянные мысли “а что если..” с упором в сторону трагедии.
Чаще всего я с этим встречаюсь при проработке требований и попыткой все предусмотреть
- Преувеличение
- Персонализация — идея, что все слова и действия окружающих — это реакция на Вас
Закидываю аналитика вопросами. Она вдруг перестает отвечать. Думаю “ну все — надоел я ей. Ой как неудобно”. Позже выясняю, что аналитик просто уходил на другой митинг и забыл ответить.
- Долженствования
Мое любимое: “разработчик должен знать алгоритмы”, “тимлид должен считать метрики команды”, “у нас должен быть скрам”, “мы должны исправить этот баг”
Пример распутывания клубка убеждений:
Разработчик предлагает обновить зависимости в проекте. Тимлид отказывается — “сейчас много приоритетных задач. Потом как-нибудь”. Разработчик злится и обижается на тимлида — “Эй тимлид, ты что тупишь то? Сам не понимаешь почему нужно перейти на новый Spring?! Потом — значит никогда не обновим”.
Если оставить как есть, то останется обида на тимлида. Что может привести к разладу в команде.
Тимлид мог бы начать раскручивать клубок убеждений разработчика задавая вопросы “зачем обновлять? Почему ты думаешь, что “потом” значит никогда?” (главное задать с правильной эмоцией —может звучать как “ты глупый и все неправильно понимаешь”).
Убеждения разработчика могли бы быть такими:
- я чувствую себя небезопасно потому что работаю в проекте со старыми зависимостями —> я не научусь работать с новыми версиями Spring —> Меня потом не возьмут на другую работу —> мне будет тяжело найти работу
- Чувствую себя небезопасно потому, что новые версии всегда стабильнее —> мы должны обновлять зависимости проекта чтобы ночью нам не звонила техподдержка и не требовала исправить ошибку в приложении —> боюсь, что мне позвонят с работы ночью
- Хочу быть тимлидом —> нужно показать что мой тимлид некомпетентен —> мне дадут место тимлида