Фильм, вышедший на экраны в 1980 году, дружно ругали критики и так же дружно обожали зрители. "Пираты ХХ века" побили все мыслимые рекорды посещаемости, выиграв даже у вышедшей в том же 1980 году картины "Москва слезам не верит". Периодически приходится сталкиваться с утверждением, что это был первый советский боевик, однако это не совсем так. Первой ласточкой этого жанра на наших экранах стал фильм "Похищение "Савойи", вышедший чуть раньше. Он пользовался успехом, но далеко не таким.
В "Пиратах" всё сошлось идеально - отличный остросюжетный сценарий с неожиданными сюжетными ходами и резкими поворотами, до конца фильма держащий зрителей в напряжении, отличная музыка Евгения Геворгяна, прекрасно подобранные актёры - как на "положительные", так и на "отрицательные" роли, непривычные для неискушенного советского зрителя драки с применением "загадочных приёмов карате"... Ну и, конечно, великолепный Николай Ерёменко-младший, по которому после выхода на экраны фильма Сергея Герасимова "Красное и чёрное" тихо вздыхала большая часть женского населения страны.
Кстати, утверждать на эту роль Николая Ерёменко режиссёр вовсе не спешил - за тем прочно закрепилась слава этакого трепетного героя-любовника, а это вовсе не тот типаж, который требовался новому фильму. Актёру пришлось доказывать свою "профпригодность" и физическую подготовку - съёмки были очень тяжелыми. А привёл Ерёменко на съёмочную площадку его друг и бывший однокурсник Талгат Нигматулин, "советский Рэмбо", единственный, кто был утвержден практически сразу и без всяких проб - благодаря экзотической внешности (ну чем не пират?) и не менее экзотическим умениям - он, как никто, владел приёмами малоизвестного в Советском Союзе карате.
Играли приятели без дублёров (и от души), так что на съёмках синяков они друг другу поставили немало.
У истоков фильма стояло два человека - режиссёры Станислав Говорухин и Борис Дуров. Они вместе написали сценарий, но потом Говорухин передал право на съёмки Дурову, увлёкшись работой над фильмом "Место встречи изменить нельзя". Правда, сценарий был утверждён далеко не с первого раза.
Нелегко пришлось Николаю Ерёменко и при съёмке "подводных сцен" на корабле. Затопленные корабельные коридоры были построены в бассейне массандровской гостиницы "Ялта", съёмки велись по несколько часов в день. От перенапряжения у актёра нередко шла носом кровь. А вот актрис в этих "подводных" сценах подменяла девушка-водолаз.
"Иностранный порт", где на борт советского судна грузят тот самый опиум, снимали в городе Жданове (сейчас - Мариуполь), а экзотические пейзажи - в Крыму. Посёлок туземцев был построен в Тихой бухте, недалеко от Коктебеля, высадку на "пиратский" остров снимали у Карадага. Кстати, и горит несчастный сухогруз "Нежин" как раз напротив Карадага.
Фильм был снят еще в 1979 году, но на экраны вышел только в 1980 - его придержали в ЦК ВЛКСМ. Уж больно фильм был "несоветским".
Он очень быстро оброс легендами. Например, нередко рассказывают историю о том, как на съёмках едва не погиб Николай Ерёменко, неудачно прыгнувший за борт и едва не угодивший под винт корабля. На самом деле, эту историю придумал сам актёр, чтобы повысить интерес к фильму. Еще очень любят рассказывать, что фильм не пропускала цензура и только личное вмешательство Брежнева открыла ему дорогу на экраны. Но нет абсолютно никаких подтверждений этому. Еще одна легенда гласит, что фильм запрещали из-за карате. Но и это не так - в 1979 году запрета на карате не было и секции вполне легально действовали во многих городах.
Ну, а байки о том, что билеты стоили с рук 10-15 рублей никто, знающий хотя бы примерные расценки тех лет, всерьёз воспринимать не может.
******************************************************************
Возможно, вам также будет интересно:
Чтобы помнили. Николай Ерёменко
"Безымянная звезда"
"Фанфан-Тюльпан"
Ну и по установившейся на Дзене традиции напоминаю, что поблагодарить автора можно лайком.