Делимся впечатлениями от первого российского научно-фантастического боевика в постапокалиптическом сеттинге
«Аванпост» продвигали на всех возможных фронтах: трейлеры в кинотеатрах, на телевиденье, в интернете, коллаборация со спортивным каналом и с компьютерной игрой. Сложно вспомнить другое русское кино, которое пиарили так изобретательно. И вся эта реклама убеждала лишь в том, что наши в очередной раз пытаются снять блокбастер. И хотя такая задача явно была исчерпывающей и первоочередной, фильм всё же немного сложнее и интереснее, чем можно ожидать. Насколько – разбираемся в нашем обзоре фильма «Аванпост».
Для порядка занесём в протокол завязку сюжета. Спокойно себе шёл 2030 год, как внезапно большая часть населения Земли погибла. Уцелели лишь жители небольшой области, в которую вошла центральная Россия, часть Финляндии, Украины и Белоруссии. На предельной границе обитаемого круга был построен аванпост, из которого солдаты должны разведывать потерянные территории, чтобы разобраться в причинах трагедии. Всем очевидно, что вскоре они встретятся с Врагами.
Как видно, режиссёр Егор Баранов сообщает очень мало информации. Понятно, что в фильме есть солдаты Фёдоров и Чадов, которые два с половиной часа будут где-то во имя чего-то бегать. Но обычно в трейлерах хотя бы намекают, с кем будут бороться герои и какова их главная цель. Они собираются спасти весь мир? Или только себя? Или, может, только обитателей аванпоста? Почему аудитория вообще должна заинтересоваться их историей? Очевидно, создателями фильма подразумевается один ответ – потому что это русский блокбастер, от трейлера которого кровь не хлещет из глаз. Большего зрителю лучше не знать, а то ещё передумает.
И в попытке снять этот самый русский блокбастер у Баранова получается скорее не фильм, а выставка достижений российского кинематографического хозяйства. В котором режиссёр выступает в роли экскурсовода, хвастающегося экспонатами.
Выглядит это примерно так: «Граждане, наша экспозиция начинается с классической сцены: солдаты подходят к стенду с автоматами, вооружаются и стройно бегут на пустые огневые позиции. Обратите внимание на футуристичную броню. Нет, она не резиновая. Конечно, солдаты отлично видят ночью с красной лампочкой перед глазом. Нет, она их совершенно не демаскирует. Ой, ладно, посмотрите лучше на оружие – обвесы выглядят очень убедительно, не так ли? Кстати, как вам типично голливудские операторские планы? Это мы тоже освоили. А справа вы можете заметить, как покиберпанковела Москва при Сергее Семёновиче. Полюбуйтесь на дронов, которые окружают высотку на уровне двадцатого этажа. Всё-таки чрезвычайная ситуация в стране – как без этого. Что ж, а теперь пройдёмте из отдела русского киберпанка в отдел русского постапокалипсиса: тут хранятся сцены стрельбы, взрывов, рукопашки и ножевого боя. А потом вас ждёт сюрприз – зал русской научной фантастики: в его оформлении нам помогли потрясающие сценаристы и гримёры телеканала «РЕН ТВ». Что значит, где сюжет? Вы что, не видите эти фанерные подставки под экспонатами?».
В результате «Аванпост» даже близко не способен добиться «приостановки неверия» – полного погружения в историю. Но при этом экскурсия получается интересной. Некоторые её части действительно впечатляют. Например, Москва будущего показана здорово. Мне действительно хотелось бы посмотреть, как выживает в этом городе обычный человек: в условиях нарастающей паники, религиозного фанатизма и страха перед внезапной смертью, которая может добраться и сюда. И всё это под неусыпным контролем снующих беспилотников, отбрасывающих неоновые отблески. Мечты, мечты. Зрителю будут показывать ментов, то есть солдат.
Но внезапно в фильме проявляются интересные подтексты, которые туда поместили, скорее всего, неслучайно. На это наталкивают слова Егора Баранова:
Мне кажется, что хорошая фантастика при сеттинге в будущем говорит всё-таки про сегодняшний день. И в «Аванпосте» есть атмосфера, схожая с реалиями нашего времени. Есть ощущение, что мы живём в некой изоляции, мы всё время ищем какого-то неизвестного врага; периодически возникает мысль, что мир сошёл с ума и завтра начнётся Третья мировая. Этим страхом перед неизвестностью, перед каким-то монстром, орудующим в темноте, мы пропитывали и фильм.
Пассаж про монстра из темноты, которого мы боимся – это явная отсылка на шедевральную сцену, где Фёдоров, услышав, что на него бегут крупные объекты, вопрошает: «Да кто ж это такие, мать их?». А ему сакраментально отвечают: «Это враги, боец». Диалог нелепее придумать трудно, так что давайте поищем в нём некую метафору – зачем-то же его вставили в фильм. Чтобы это понять, нужно пояснить, что это были за враги. Теоретически, их даже можно рассмотреть в трейлере, так что невелик спойлер.
Это – медведи. То есть на российских солдат нападают животные, являющиеся символом России. Не очаровательно ли это режиссёрское высказывание, что мы – самые страшные свои враги? Но всё становится ещё любопытнее, когда узнаёшь, кто эти 160 миллионов «хм, не совсем людей», с которыми придётся бороться главным героям. Сейчас тоже будет спойлер, но я считаю, что эту информацию стоило раскрыть в трейлерах – так фильм обретает какую-то индивидуальность, которая отличает его от обычных блокбастеров. Хотя во время просмотра вызывает скорее разочарование – ведь ждёшь монстров или мутантов.
«Не совсем людьми» оказываются довольно обычные люди – просто зомбированные и полностью подчинённые чужой воле. Так что весь фильм солдаты российской армии будут стрелять пусть и не в мирное, но преимущественно российское население.
Фильм начинает играть новыми красками, не правда ли? Получается, если некий гад запудрит мозги россиянам, то они превратятся во врагов, которых должна будет уничтожить наша армия. А как вы думаете, солдаты «Аванпоста» сильно переживают из-за того, что им приходится стрелять в соотечественников? Ещё один спойлер – не очень. Так насколько же глубоко в возможное российское будущее копал режиссёр? Ух, не будем вскрывать эту тему: мы молодые, шутливые. Но надо отметить – «Аванпост» не идёт по пути комиксовых боевиков, которые показывают врагов безликими одинаковыми монстрами, чтобы не ранить ничьих чувств. В фильмеБаранова всё жёстче, что я считаю плюсом. По крайней мере, так честнее. Однако вид расстреливаемых соотечественников наверняка покоробит некоторых зрителей.
Также многим не понравится один из главных героев – Юра, роль которого исполнил Пётр Фёдоров. Этот персонаж придерживается максимально практичных взглядов на жизнь. До катастрофы он был нищим таксистом, но на войне вновь обрёл смысл существования и не скрывает, что рад происходящему. О погибших он не печалится, ведь они ему – никто.
Фёдоров неплохо справляется с этой ролью, выделяясь на фоне коллег. Но не потому, что настолько хорошо играет, а потому что только Юра прописан сколько-нибудь внятно. Лишь в его случае характер определяет поведение героя. Остальным актёрам повезло меньше – даже если предыстория их персонажей и была озвучена, то ни на что особенно не влияла. Поэтому им сложно сопереживать. А ещё потому, что почти про каждого показана какая-то неприятная подробность. Судя по всему, это такая невнятная попытка добиться большей реалистичности. Что ж, они, по крайней мере, пытались.
Можно было бы ещё долго говорить о сюжетных недостатках «Аванпоста». И всё же есть ощущение, что этот фильм стал шагом вперёд для российского крупнобюджетного кино. Не таким большим, как хотелось бы, однако заметным. Первый российский научно-фантастический боевик в постапокалиптическом сеттинге с примесью кибербанка уровнем своего технического исполнения заслуживает, чтобы ему дали шанс. Разумеется, при условии, что вы интересуетесь российским кино как явлением, а не хотите просто расслабиться в кинотеатре после работы.
Подписывайся на Geek канал Kinda Media в Telegram, там полно интересного!