28 ноября в прокат выходит художественный фильм о Льве Яшине. ProstoProSport рассказывает, чем он лучше «Легенды №17» и «Движения вверх».
Впервые о возможности воплотить на экране историю лучшего вратаря 20 века Льва Ивановича Яшина заговорили в 2013-м после успеха «кинобиографии» Валерия Харламова. В том же году в ходе прямой линии президент России поручил Кабинету министров рассмотреть идею создания фильма о легендарном голкипере «Динамо» и сборной СССР к чемпионату мира-2018.
«Несколько компаний бросились делать, появились сценарии. Но к этому моменту мы уже были готовы, существовали договоренности с семьей Яшиных, Валентина Тимофеевна (вдова Льва Ивановича) дала добро», – вспоминает продюсер Олег Капанец («Гагарин. Первый в космосе»). По его же словам, одними из инвесторов проекта стали банк ВТБ и Алишер Усманов. Но к мундиалю создатели не успели. Более того, сорвали срок, указанный в договоре с Министерством культуры, за что заплатили штраф в несколько миллионов рублей.
В общей сложности работа над фильмом заняла почти пять лет. Автор сценария Владимир Валуцкий, в числе работ которого «Мэри Поппинс до свидания» и «Приключения Шерлока Холмса», до премьеры не дожил – он скончался в 2015-м после тяжелой болезни. Его текст дорабатывали Александр Полозов и сам Капанец. Режиссуру доверили Василию Чигинскому. Его лучшая картина по оценкам на «Кинопоиске» – короткометражка «Атака мертвецов» (7,78). Средний балл всех фильмов – 5,01.
Консультантами пригласили внука Яшина Василия Фролова, его сменщика в «Динамо» и сборной СССР Владимира Пильгуя, а также вратаря сборной России Антона Шунина. Они отвечали за реалистичность футбольных сцен и образ Льва Ивановича во время матчей. Представить легендарного голкипера в повседневной жизни помогала его вдова Валентина Тимофеевна. Она же следила за соблюдением исторической правды, сохранением важных деталей биографии и утверждала итоговый сценарий.
«Нам очень повезло, что с нами была Валентина Тимофеевна, она нам очень помогла. И, конечно, я волновался, когда шел на первую встречу с ней, потому что был наслышан о непростом характере. Но это оказался человек удивительной, огромной души. Не удивительно, что Лев Иванович всю жизнь любил ее, и в нашем фильме мы постарались это отразить.
Валентина Тимофеевна оказала огромное влияние на сценарий, на фильм, на всю съемочную группу, отрядила к нам Василия (Фролова), который помогал на всех этапах производства, на съемке. Василий был и дублером главного героя. Огромная благодарность Валентине Тимофеевне Яшиной, очень ждем ее на премьеру», – говорит режиссер Чигинский.
С одобрения вдовы Льва Ивановича выбрали и актрису, которая сыграла ее саму. Ей стала Юлия Хлынина, известная по роли Лизы в «Законе каменных джунглей». «Мне с Валентиной Тимофеевной посчастливилось познакомиться и встречаться не раз. Я очень волновалась перед знакомством, но мне повезло, произошел контакт, меня одобрили. Наши встречи были аккуратными, немногословными, но очень содержательными. Я понимала детали и нюансы характера Льва Ивановича, бытовой жизни, моменты семьи, их отношений», – вспоминает Хлынина.
На главную роль претендовали Игорь Петренко, Евгений Цыганов и Григорий Добрыгин. В итоге ее доверили молодому театральному актеру Александру Фокину, который только дебютирует в кино. Для полноценного впечатления, конечно, необходимо видеть фильм целиком, но трейлеры как-то не убедили, что Фокин – это Яшин. Лев Иванович – настоящий советский мужик, в хорошем смысле этого слова, с тяжелым взглядом и скрытым от всех внутренним миром. Александр на него не похож не только внешне, но и ментально. Он, кажется, совсем другой человек. Хотя, по словам, Капанца, и Фролову, и Валентине Тимофеевне Фокин понравился.
Вообще, состав актеров не звездный. Из более-менее известных фамилий – Андрей Леонов (Николай Озеров), Ян Цапник (журналист ТАСС), Алексей Кравченко (Алексей Хомич), Евгений Дятлов (Аркадий Чернышев). Легендарного тренера Михаила Якушина, при котором Яшин попал в состав «Динамо» и сборной СССР, сыграл Алексей Гуськов. Бюджет – 360 миллионов рублей. Основные средства ушли на воссоздание духа эпохи (костюмы, декорации) и компьютерную графику.
За историческое соответствие можно не волноваться. Абсурдной отсебятины, как это было с той же «Легендой» или «Движением вверх», когда вдовы Владимира Кондрашина и Александра Белова судились с создателями, не будет. Валентина Тимофеевна ее явно бы не допустила. Другая претензия к фильмам о Валерии Харламове и мюнхенском чуде – топорная пропаганда.
Капанец заверил, что его картина совсем не о том. «Мы хотели и показали, как и за что играла сборная СССР, как и за что выходил биться Лев Иванович. Сегодня принципиально сохранять традиции, динамовский дух. Об этом тоже есть в кино. Конечно, про умение не сдаваться, идти до конца, когда от тебя отворачиваются собственные болельщики, найти в себе силы, вернуться и доказать, что ты лучший – про это наше кино».
Рейтинг ожидания фильма на «Кинопоиске» зашкаливает – 94%. Но попадет ли он в золотой фонд отечественного кино или в обзор к Badcomedian станет ясно после премьеры 28 ноября.