Саунд-дизайн, или создание звуковой дорожки фильма, — сложный комплексный процесс. Сюда входит и написание саундтрека, и переозвучка или дублирование сцен, и создание спецэффектов. Вот о последних мы сегодня и поговорим.
Часто саунд-дизайнерам и фоли-актерам приходится идти на ухищрения, чтобы создать оригинальный звуковой спецэффект, который органично дополнит происходящее на экране. Но сложные манипуляции с голосами животных или тушками цыплят требуются не всегда. Ведь большинство бытовых звуков уже были записаны, обработаны и превращены в спецэффекты. Существуют целые звуковые библиотеки, где можно найти практически любой звук: шуршание купюр, плач ребенка, грохот взрыва, шум работающего транспорта. А некоторые эффекты так сильно полюбились саунд-дизайнерам, что засветились в сотнях фильмов и используются до сих пор..
Раскат грома, или Castle Thunder
Этот звук также называют Frankenstein Castle Thunder: он был создан специально для фильма «Франкенштейн» (1931). Но активно использовался в других фильмах и мультиках вплоть до 1980 года. Особенно часто его можно услышать в зарубежных мультсериалах. Сегодня Castle Thunder используется гораздо реже.
Саунд-дизайнеры также задействуют его в качестве основы для создания других эффектов. Например, с его помощью был синтезирован звук варп-ускорителя корабля «Энтерпрайз» в «Звёздном пути» (1979).
Звукорежиссер Марк Манджини говорит: «Это тупо грохот, который уже затерли до дыр, – но он так хорошо предупреждает о том, что в доме водятся призраки! И его по-прежнему пускают в ход, когда нужно рассказать очередную историю про привидений». Сам Манджини рекомендует использовать Castle Thunder для приема «кино внутри кино»: например, если главные герои смотрят старый фильм ужасов.
Звонок телефона, или Universal Telephone Ring
Этот звукорвой эффект моложе предыдущего: он появился только в 1974 году, в «Досье детектива Рокфорда». Он так понравился саунд-дизайнерам, что счет фильмов, в которых он использовался, идет на сотни. Здесь и «Тутси, и «Охотники за привидениями», и множество других картин. «Не важно, где разворачивается сцена: в офисе, в таксофоне или в пещере, – рассказывал саунд-дизайнер Бен Берт в интервью 1982 год. — Все «юниверсаловские» телефоны будут звонить одинаковым «титтл-титтл-титтл-лин»!»
Хотя некоторое отличие в звучании все же было: одна из копий во время записи была искажена и отчаянно «фальшивила» в начале. И, несмотря на это, разошлась по множеству фильмов.
«Юниверсаловский телефонный звонок» начал сдавать позиции только в 1990-х, когда появились телефоны с более современными и мелодичными звонками. Сегодня он практически не применяется в кино. Разве что потребуется воссоздать атмосферу прошлого.
Крик, или Wilhelm scream
«Крик Вильгельма» появился в фильме «Далекие барабаны» (1951), но получил свое название в честь рядового Вильгельма из другого фильма — «Атака у реки Фезер» (1953). Впервые он использовался для озвучки человека, которого утаскивал под воду аллигатор. Но благодаря саунд-дизайнерам персонажи кино издавали его, погибая или страдая в самых разных ситуациях: их пронзали стрелами и сбивали на машине, в них стреляли из пистолета.
Упоминаемый ранее Бен Берт сделал этот эффект своей визитной карточкой. «Крик Вильгельма» засветился более чем в 200 фильмах, над которыми тот работал, включая «Звездные войны» и «Индиану Джонса». Когда Джордж Лукас пригасил Берта поработать над эпизодами I-III, «крик Вильгельма» перекочевал и туда.
Кстати, именно благодаря Берту известно имя того человека, чей голос стал классикой звуковых эффектов Голливуда. Он разыскал вдову актера и певца Шеба Вули – того самого, которого в «Далеких барабанах» утаскивал под воду аллигатор. По словам вдовы, Вули очень гордился тем, какую популярность обрел «крик Вильгельма». Кстати, для «Далеких барабанов» он записал целых шесть криков, но известность получил только один, под номером пять.
Крик и звон стекла, или Howie Scream
Это еще один популярный крик, который можно услышать во множестве фильмов и мультсериалов: «Без лица», «Бетховен-2», «Настоящие монстры». Используется для озвучки человека, выпадающего из окна. Впервые «крик Хоуи» прозвучал в фильме «Девятая конфигурация» (1980):
Крик гагары
Если события фильма происходят в условиях дикой природы, почти наверняка мы услышим крик гагары. Неизвестно, почему саунд-дизайнерам так полюбился голос этой птицы. Возможно, дело в его выразительности и зловещем звучании.
Биология при этом не учитывается: гагара обитает на севере, в тундровой зоне, а также в степной Азии. Но саунд-дизайнеры «расселили» эту птицу по всему миру.