Считается, что дети, с раннего возраста контактирующие с интеллектуальными устройствами в контролируемой среде, имеют повышенные способности к адаптации и освоению новых технологий, которые постоянно совершенствуются и входят в нашу повседневную жизнь.
Есть риски!
Однако нередко высказываются опасения по поводу того, не окажет ли слишком частое использование современных телефонов негативное влияние на развитие ребенка. Как эксперты, так и производители активно работают в целях повышения положительного воздействия использования устройств на поведение детей и избежания рисков, связанных с этими гаджетами.
Не секрет, что многие родители готовы признаться в том, что в некоторых ситуациях, когда требовалось высвободить время или получить минуту покоя, они, чтобы позабавить ребенка, давали ему смартфон.
Но попытки лишить ребенка этого удовольствия и забрать смартфон нередко вызывали у него вспышки гнева и отчаяния.
Советы специалиста
Для решения таких ситуаций детский психиатр Никита Безбородов дает следующие советы:
- Во-первых, необходимо осознать существующие в семье привычки использования смартустройств и установить четкие правила: когда и для каких целей можно или нельзя их использовать.
Во-вторых, в случае слишком эмоциональной реакции ребенка на просьбу прекратить использование смартустройства, родители не должны нарушать установленные границы.
Иначе ребенок быстро поймет, что таким образом можно манипулировать родителями и добиваться своего.
Нужны четкие границы
Как утверждает детский психиатр, при установлении границ там, где раньше их не было, вполне возможно, что изначально поведение ребенка может ухудшиться.
Однакого если придерживаться четких и неизменных границ в течение достаточно длительного времени, поведение улучшится.
Необходимо учитывать и тот факт, что полный и авторитарный запрет на использование устройства не будет действовать. Поэтому необходимо находить баланс между безопасным использованием смартустройств и периодами, свободными от них.
- Если вы решили ограничить доступ ребенка к смартустройствам, обязательно найдите для него альтернативные занятия. Самая продуктивная альтернатива – совместные мероприятия, вызывающие у ребенка чувство общности и принадлежности к семье, – считает Никита Безбородов.
Итак, родителям остается сделать вывод, что смартустройства могут быть безопасным средством для развития ребенка, если контролируется цель и время их использования. Следует проводить больше времени с ребенком, учить его познавать окружающий мир, испытывать вместе с ним радостные моменты – как с помощью смартфонов и планшетов, так и без них.
Как говорят специалисты, дети познают окружающий мир, воспринимая его всеми органами чувств. Новые навыки и модели поведения они осваивают как раз путем общения со взрослыми. Именно поэтому важно сознавать, что поведение родителей, связанное с использованием интеллектуальных устройств, передается их детям.
- Чем больше времени родители проводят у экранов смартустройств, тем больше воздействие этих устройств на ребенка. Это также увеличивает вероятность того, что родители будут использовать смартустройство как награду или успокаивающее средство для ребенка, – так считает Никита Безбородов.
По его мнению, родители при общении с детьми, например, во время проведения общих мероприятий или совместной трапезы, должны стараться избегать использования смартустройств.
Это правило должны соблюдать не только все члены семьи, но и другие лица, участвующие в воспитании ребенка. Взрослые должны договориться о форме и времени использования смарт устройств и твердо придерживаться договоренности. Иначе установленные границы не будут действовать, и дома могут возникнуть разногласия.
Качественный, интерактивный и соответствующий возрасту контент с четко определенными учебными целями, при условии, что его усвоение происходит с разъяснением и контролем со стороны родителей, может способствовать развитию речи и навыков восприятия учебного материала у детей с 2-летнего возраста.
- Без разъяснений и взаимодействия с родителями время, проведенное у экрана, не имеет смысла и даже может мешать развитию ребенка, – подчеркивает детский психиатр.
Фото из архива.