Вскоре после кончины императора - победителя Наполеона пошла в народе молва, что он не умер, а отправился в Святую землю и по Святым местам. Народу было сложно поверить в то, что такой молодой (48 лет) мужчина так внезапно ушел.
Примерно в это же время в Томске появляется будущий святой некто Феодор Козьмич. Так народное предание и связало новоявленного святого и почившего императора. По одной из версий на странничество Александра I благословил сам Серафим Саровский.
Самое интересное в этой истории то, что большевики так и не нашли прах императора в 1921 году когда изымали царские сокровища.
На этом странности не заканчиваются. Могилу старца Феодора посещал цесаревич и будущий император Николай II.
Вот что пишет великая княгиня Ольга Александровна (сестра Николая II):
"У нас не было никаких сомнений в том, что один из наших предков, царь Александр I, и старец Феодор Козьмич были одним и тем же лицом".
Александра все время мучило то, что он, хоть и невольно, но был соучастником убийства своего отца-императора Павла I. Современники говорят о депрессивном состоянии и меланхолии по этому поводу. Не будет забывать о, назовем это стрессом, нападении Наполеона на Россию. И, вполне может быть, что император посчитал свой долг выполненным. И наконец он смог пожить ради себя, своей души и внутренней гармонии.
Испытание постом, молитвой и странничеством должно было принести покой душе императора.
Эта легенда особенно популярна в Томске. И окончательным аргументом в ее пользу называют то, что императорские орлы на Дворцовой площади у памятника Александру I находятся без короны. Якобы тут и зашифрован ответ на тайну императора, в простом символизме.