Найти тему
Saltmag

Бескомпромиссная Бигелоу: самая упрямая женщина Голливуда

Оглавление

За всю историю «Оскара» только пять женщин были представлены в номинации «Лучший режиссер». И только одна получила статуэтку. Кэтрин Бигелоу и ее фильм 2009 года «Повелитель бури» — уникальный случай. 27 ноября режиссеру исполняется 67 лет, и она не оставляет попыток донести свое видение мира до американской киноакадемии — и до каждого из нас.

Я даже не знала, что это режиссура

В кино приходят разными путями — через видеопрокат, как самоучка Квентин Тарантино, через ТВ-шоу и Бродвей, как Вуди Аллен, или через самодельные короткометражки и мультики, как Тим Бертон. Кэтрин Бигелоу пришла в него через парадный вход и самым академическим образом — она закончила Колумбийский университет по программе «Кино», где изучала теорию кинематографа и критику.

Хотя росла она в среде, далекой от искусства. Мама Кэтрин была библиотекарем, а отец управлял небольшой компанией по производству красок.

— Мой папа замечательно рисовал героев мультфильмов, — вспоминает она. — Он мечтал стать карикатуристом, но у него ничего не вышло. Я страшно переживала за него. Наверное, отчасти я увлеклась искусством, чтобы компенсировать его несбывшиеся мечты, — размышляла впоследствии Кэтрин.

Сама Бигелоу тоже хотела заниматься искусством — точнее, живописью. Кино привлекало ее как картина и художественное высказывание. Она пересматривала сотни европейских фильмов, которые казались ей намного более интересными, чем продукция Голливуда.


Фрагмент фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной». 1963
Фрагмент фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной». 1963

— Мне было 19, когда кто-то сказал мне, что в Музее Уитни есть какие-то курсы про кино. Небожители — Сьюзан Зонтаг и Ричард Серра —спускались на землю, чтобы читать нам лекции. Мое знание кино до того момента было очень пунктирным, но я была воодушевлена буквально до паралича. При этом я была настолько неискушенной, что когда впервые начала снимать короткометражки, я даже не знала, что это называется режиссурой.

Женщина в аду — такое не продашь

Со «своей» темой Кэтрин определилась очень рано. Ее первая короткометражка «Настройка» 1978 года рассказывала о насилии, и с тех пор Бигелоу не отступала от этого направления. Природа и психология насилия, опасность и адреналин — стержень, вокруг которого так или иначе вращаются все ее истории.


Кадр из фильма «На гребне волны». Courtesy photo
Кадр из фильма «На гребне волны». Courtesy photo
«На гребне волны» 1991 года рассказывает об агенте ФБР в исполнении Киану Ривза, который работает под прикрытием и внедряется в банду грабителей-серфингистов. В «Странных днях» торговец воспоминаниями — по сюжету это самое популярное развлечение недалекого будущего — «переживает» смерть незнакомки и берется расследовать ее жуткое убийство. В «К-19» Кэтрин обращается к реальной истории о взрыве на советской подлодке во время Холодной войны. Фильм вышел всего через 2 года после аварии на «Курске»

Бигелоу никак не назовешь продуктивным режиссером — за 32 года она сняла всего 9 фильмов и один мини-сериал. Зато каждая работа была отшлифована, как бриллиант. Уже после ее первой полномасштабной ленты, мистического вампирского триллера «С приходом тьмы» (1987), Бигелоу не просто заметили — сам Оливер Стоун буквально напрашивался поработать с ней.


Кадры из фильма «С приходом тьмы». Courtesy photo
Кадры из фильма «С приходом тьмы». Courtesy photo

— Я хотела снять фильм про банды Западного Гарлема, собрала немало материала, но в итоге эти наработки легли на полку и где-то пылятся, — говорила Кэтрин журналисту издания Interview. — Но они успели попасться на глаза Оливеру Стоуну, который тогда работал над проектом про преступников Лос-Анжелеса. Он прочитал сценарий и сказал, что готов поработать со мной над любым моим фильмом. «Могу помочь тебе спродюсировать что угодно, только скажи». Тогда я послала ему сценарий «Голубой стали» (фильм о женщине-полицейском, 1990). Он влюбился в него, сам выбил деньги на съемки и стал одним из продюсеров. Когда у тебя за спиной стоит Стоун — это совсем иной уровень доверия. Одна я бы не справилась. Мрачная история о том, как женщина в полицейской форме проходит через ад — такое трудно продать.

Полтора «Оскара»

Идея «Повелителя бури» родилась из бесед Бигелоу и сценариста Марка Боула, который долго работал военным журналистом в Ираке.

— Я решила снять достоверный, ничем не приукрашенный фильм о саперах, о том, сколько смелости и героизма нужно, чтобы обезвреживать бомбы. И о том, какой проблемой в то время была невозможность общения. Американцы не знали арабского, местные — английского, а переводчиков почти не было.


Кадр из фильма «Повелитель бури». Courtesy photo
Кадр из фильма «Повелитель бури». Courtesy photo

По странному выверту судьбы одним из основных соперников Бигелоу на Оскаре в 2010 году стал ее бывший муж, Джеймс Кэмерон с «Аватаром». Их брак продлился всего 2 года и распался в 1991-м. Кэтрин, будучи интеллигентным человеком, в каждом интервью делала реверансы бывшему супругу и хвалила его талант.


Бывшие супруги а вручении премии режиссёрской гильдии, 2010 / © Getty Images
Бывшие супруги а вручении премии режиссёрской гильдии, 2010 / © Getty Images

В 2013 году Бигелоу снова приблизилась к «Оскару» — ее фильм «Цель номер один» об охоте на Усаму бен Ладена был номинирован в категории «Лучший фильм», хотя приз в итоге достался политическому триллеру «Операция „Арго“». Критики упрекали Бигелоу в том, что она оправдывает те бесчеловечные методы, которые использовались в попытках обезвредить самого опасного террориста планеты.

— По-моему, это даже занятно, что кто-то смотрит «Цель номер один» и приходит к выводу, что фильм поддерживает применение пыток. Когда я бралась за фильм, то думала: если мы не отобразим те прискорбные действия, которые совершались во имя охоты на Усаму бен Ладена, то однажды они повторятся, — говорила Кэтрин в интервью журналисту Дэвиду Кэлхоуну.

Не симпатия, а эмпатия

В 2017 году Кэтрин снова обратилась к остросоциальным вопросам в драме «Детройт» — это фильм о том, как полицейский рейд по «черным» районам в 1967 году перерос в настоящий городской бунт, во время которого было сожжено 2000 домов и погибло несколько десятков человек. Детройт и сейчас остается одним из самых опасных и криминальных городов страны. И отношения между полицией и чернокожим населением города не стали более теплыми.


Кадр из фильма «Детройт». Courtesy photo
Кадр из фильма «Детройт». Courtesy photo
— Я бы хотела, чтобы картину посмотрел Дональд Трамп и по-человечески посочувствовал ее героям. Считаю, мы должны, наконец, начать разговор о расовом неравенстве

Голливуд — поле, где художнику часто приходится идти на компромиссы с продюсерами, маркетологами и требованиями рынка. Именно поэтому десятки отличных режиссеров, по сути, всю жизнь снимают один и тот же фильм в разных вариациях. Но не Бигелоу.

— Когда соглашаешься на компромиссы, когда пытаешься угодить одновременно самым разным людям, — забываешь, зачем вообще хочешь снимать, теряешь себя. А ведь предсказать реакцию аудитории на самом деле не может никто… Я хочу, чтобы зрители взаимодействовали с моими фильмами активно, а не пассивно. Мне не нужна симпатия. Мне нужна эмпатия.

Именно из-за такой позиции фильмы Кэтрин можно пересчитать по пальцам. Позиция агента Бигелоу считается практически «расстрельной» должностью — этим людям приходится продавать то, на что большинству продюсеров хочется побрызгать святой водой. Перед началом работы над «Повелителем бури» агент Кэтрин заявил ей, что никто и никогда не даст ни цента на эту историю.

— У каждого проекта свои сложности, — пожимает плечами Кэтрин. — Для меня вопрос не в том, можно ли что-то снять или нельзя. А в том, стоит ли это делать.


© Getty Images
© Getty Images

Понравилась статья? Ставьте лайк и поделитесь с друзьями :) Не согласны с чем-то? Расскажите свое мнение в комментариях!

Самое интересное, необычное и актуальное – на нашем канале: подписывайтесь!