Найти тему
Муза истории

Проклятия древнегреческих могил

Оглавление
https://4.bp.blogspot.com/-Cf64-QSO9po/T4_Xgnxt5ZI/AAAAAAAAXPc/csazNGF-Uu8/s1600/getty-Morgantina_01.jpg
https://4.bp.blogspot.com/-Cf64-QSO9po/T4_Xgnxt5ZI/AAAAAAAAXPc/csazNGF-Uu8/s1600/getty-Morgantina_01.jpg

К началу...

Греческие проклятия


Греческие проклятия считались гарантией справедливости в этой или следующей жизни, так как они призывали богов для защиты невинных и в то же время обещали наказание нарушителям.

Эти проклятия, безусловно, не ограничивались местами захоронений и могли быть помещены где угодно с помощью конструкции, известной как табличка проклятий.
Проклятье - это желание, чтобы зло постигло человека или людей, нарушивших запрет.

В рамках этого широкого определения можно выделить несколько различных типов в зависимости от обстоятельств, мотивов и условий.

Наиболее простыми являлись прямые проклятия - это проклятия, основанные на чувстве ненависти и лишенные какой-либо явной религиозной, моральной или правовой легитимации.

В качестве примера можно привести так называемые таблички проклятия (греческий язык: катадемос; латынь: дефиксия) - тонкие свинцовые листы с вредоносными надписями, призванными повлиять на действия или благополучие людей.
Чаще всего эти проклятия звучали в форме таких предписаний, как
"Если кто-то переместит мой надгробный камень (или пограничный камень или что-то еще), то он будет проклят - и я призываю богов (конкретные боги упоминаются в зависимости от ситуации) свидетельствовать и встать на мою сторону".

http://1.bp.blogspot.com/-DOT3pW5PvL0/UrvFSc-ie8I/AAAAAAAAZxE/O7fEt4_anJE/s1600/tumblr_leo4rmziWo1qa0sgno1_1280.jpg
http://1.bp.blogspot.com/-DOT3pW5PvL0/UrvFSc-ie8I/AAAAAAAAZxE/O7fEt4_anJE/s1600/tumblr_leo4rmziWo1qa0sgno1_1280.jpg

Как уже отмечалось, люди считали, что они могут зависеть от таких проклятий, как сдерживающих факторов, но, чтобы быть уверенными, уголовное преследование за правонарушения также было ясно выражено как угроза для грабителей могил.

В древних Афинах, если кто-то был осужден за ограбление могилы, то ему обычно назначали штраф, и этот штраф был не маленьким.

Стоимость питания взрослого мужчины в течение года оценивалась в 36 драхм, а дневная зарплата неквалифицированного работника в конце IV века до н. э. составляла 1,5 драхмы, поэтому штраф за подобные преступления в размере 10 и 50 драхм был делом обычным.

В отдельных, особо вопиющих случаях, штраф мог доходить до 1000 драхм!
Штраф иногда включался в эпитафию владельцем могилы, но если нет, то решался в суде.

В судебных книгах не устанавливался размер штрафа, на который судья мог ссылаться, но, скорее, суд выносил любое согласованное им наказание на свое усмотрение, в зависимости от характера преступления и положения обвиняемого.

Однако даже значительные штрафы или гнев богов не могли удержать грабителей - ни в одной древней цивилизации - и по той простой причине, что награда перевешивала риски.

Иногда даже в скромной могиле можно было найти состояние, и если отбросить веру в богов и их справедливость, то не попасться.

-3

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/505/93505323_4711681_Cybele_Bithynia_Nicaea_2_.jpg


Культ Кибелы и анатолийские могилы


Игнорировать богов было нелегко, поскольку на них ссылались не только в проклятиях, но их изображения часто устанавливали в качестве статуй в местах захоронений и вокруг них.

Греки, поселившиеся в Анатолии, принесли с собой свои верования, но со временем они сочетались с религией коренного населения.

Древние лувийцы и хетты, проживавшие в этом регионе с 2500 года до н.э., поклонялись матери-богине, культ которой был воспринят фригийцами (ок. 1200-700 до н.э.) и известной просто как Матар (мать), но более известна по ее эпитету Кибелейя (гора) или Кибела.

Ее культовый центр находился в Пессине, Фригия (центральная Анатолия), и ее почитали в анатолийском королевстве Лидия, вдоль побережья и в других местах региона.

Кибела была богиней плодородия, но также отвечала за здоровье и общее благополучие людей, защищая их во времена масштабных проблем (таких как война или голод), а также личных трудностей.

Ее супругой был умирающий и воскресающий бог растительности Аттис, и ее культ поощрял веру в вечную жизнь после смерти и поэтому подчеркивал важность защиты могил и гробниц.

Статуи Кибелы, иногда в сопровождении льва или других животных, символизирующих силу, помещались в святилища, которые использовались для разграничения определенной области или района от других.

Статуи Кибелы были установлены между зданиями, например, чтобы показать, что граница одного здания отличается от другой и между объектами, предназначенными для одной и той же цели.

Продолжение следует...