"За период с 16 июля 1969 г по 7 декабря 1972 г США осуществили 6 успешных экспедиций (из семи); на поверхности Луны побывали 12 американских астронавтов..."
Академик В.П. Мишин. Главный конструктор ЦКБ экспериментального машиностроения
"В анналы истории человечества войдет полет на Луну и возвращение на Землю 16—24 июля 1969 г. корабля «Аполлон-11» с экипажем..."
Академик В.П. Глушко, основоположник советского двигателестроения, один из создателей системы "Энергия-Буран".
Я не случайно начал текст с цитат этих людей, но боюсь даже это не убережет текст от пылающих комментариев сторонников "лунного заговора" и "плоской Земли". Пускай.
Речь пойдет о самой мощной ракете за всю историю человечества- сверхтяжелом носителе Сатурн-5.
Для создания этой ракеты Соединенным Штатам Америки на некоторое время пришлось стать Советским Союзом. Да, создание этой ракеты стало национальной идеей после знаменитой речи президента Кеннеди 12 сентября 1962 года.
22 000 предприятий, более миллиона человек, три миллиона деталей, два координационных центра- то был один из самых грандиозных проектов в истории человечества.
В итоге, уже через 7 лет ракета стартует в космос, выводя на орбиту полезную нагрузку в 140 тонн. Рекорд не побитый и поныне. Превзойти Сатурн-5 могла только советская "Энергия" в варианте 200 тонн. Но не сложилось.
Ракета состояла из 3 ступеней, первая из которых использовала мощнейшие однокамерные двигатели F-1, создание которых отчасти гарантировало успех лунной программе. Первая и вторая ступень использовали по 5 таких двигателей.
В СССР долгое время лунную гонку не воспринимали всерьез, были серьезные проблемы с финансированием программы, в результате, когда русские собрались лететь на луну, в нашей ракете пришлось устанавливать сразу 30 ракетных движков, притом без всех необходимых испытаний. Именно это и сгубило отечественный лунный проект.
Но вернемся к американцам.
Один из первых пусков ракеты в рамках программы Аполлон едва не закончился масштабной аварией. Отказали сразу 2 двигателя второй ступени из 5, возникли сильные вибрации. Достигнуть заявленной орбиты ракета так и не смогла, однако сумела доказать свою надежность. Несмотря на отказ сразу двух движков она сумела продолжить полет.
Несмотря на возражения команды инженеров НАСА, следующий запуск был проведен уже с участием человека и завершился успешно.
В дальнейшем ракета успешно запускалась в общей сложности 13 раз, каждый из которых был признан успешным. Ракета, которая позволила запустить в космос орбитальную станцию "Скайлэб" и высадиться человеку на Луну совершила свой последний полет в 1973 году.
Часто спрашивают, почему Сатурн-5 прожил совсем небольшой ракетный век? Дело в том, что эта ракета изначально планировалась только именно для лунной программы с последующей разработкой уже совсем другого носителя для полетов на Марс. Такая программа вскоре была запущена и получила название "Спейс шаттл", разработка началась в 1969 год.
Кроме того, Луна оказалась несколько скучнее, чем о ней думали. Перспективы Гелия-3 тогда еще не осознавали, а впустую запускать на мертвый небесный объект ракеты, стоимостью в 1,5 миллиарда долларов за штуку никто не хотел. На пике проекта, бюджет НАСА составлял 0.5 ВВП США в год, это огромная сумма.
Сейчас на смену заслуженной ракете приходил новый сверхтяжелый носитель SLS, проект которого вырос из провального Ares. Надо сказать, что скорее всего с новой ракетой государственные подрядчики США наступят ровно на те же грабли. Один пуск SLS будет обходиться от 1 до 2 млрд долларов, выводя на орбиту меньшую нагрузку, чем ее предшественник.
Используя ракету-носитель «Сатурн-5», США реализовали программу лунных экспедиций «Аполлон» и добились в области пилотируемых полетов на Луну убедительного превосходства.
Л. Смирнов, С. Афанасьев, В. Куликов, М. Келдыш, В. Глушко; 4.11.1974; арх. №13216, л. 192-195
Что почитать:
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно.