Я жил в Филадельфии на 38 улице. Поблизости была пиццерия, супер и еще что-то. Мне и другим слушателям Wharton business school из России сказали, что ходить далее 39 улицы не следует: плохой район.
В первый же вечер я, много лет отработавший в глуши Автозаводского района, оказался именно там. Уже стемнело, большинство баров и рюмочных находились в подвальных помещениях и оттуда доносились крики подвыпивших клиентов и громкая музыка. Прислонившись к столбу, стояла пьяная проститутка. Навстречу попадались компании молодых чернокожих с так себе поведением. Например, один парень с размаху бросил мне под ноги пластиковый мешок с чем-то, надеясь спровоцировать скандал с белым. Мне удалось совладать с собой и спокойно перешагнуть через провокацию. Это было оценено. Мы спокойно разминулись.
Вдруг во встречной толпе я замечаю молодого человека, который выделялся напряженным выражением своих черных глаз, плотно сжатыми губами. Он не смотрел на меня, просто прошел мимо. И, как часто бывает, два человека, столкнувшись на улице проходя мимо друг друга и потом одновременно оглядываются.
Так получилось и у нас. Разойдясь метров на 15 мы оба оглянулись и…
Но тут придется вернутся лет на десять назад. Институт травматологии и ортопедии, где я защищал свою кандидатскую. 1984-1985 годы. К нам из Киргизии приехал молодой аспирант писать диссертацию. С семьей, с женой и ребенком. Как еврейская семья оказалась в тогдашнем городе Фрунзе, уже не помню. Папа у него был ответственный работник в авиации. И вот горьковский знакомый этого папы по еврейской линии попросил помочь парню адаптироваться в городе и в институте. Чем могли, мы помогли. Он защитился в срок и работал научным сотрудником. Я перевёлся в мединститут преподавать хирургию. До меня доходили слухи, что Володя Х. вскоре эмигрировал в Америку. Это была волна конца восьмидесятых- начало девяностых.
Кто-то рассказал, что Володя обосновался на Западном побережье в Сан-Франциско. Больше я ничего не знал. Да и особо не интересовался: наступили другие времена.
Так вот. Человек, с которым мы разминулись на улице Филадельфии и был тот самый Володя Х. Мы очень тепло поприветствовали друг друга, и еще до того, как принялись обмывать встречу, Володя рассказал следующее.
Он по-прежнему живет в Сан-Франциско со своей семьей. Все годы после эмиграции он учился, чтобы подтвердить диплом врача и начать практику. На это ушли годы. В Филадельфию он прилетел на один день, поскольку именно в этом городе завтра должны были быть окончательные экзамены на звание американского врача.
Итак. Володя Х. Прилетел на один день. В Филадельфию. Из Сан-Франциско, Калифорния. Около 6 часов полета. 42 улица Филадельфии, США, полная пьяниц и проституток. И Леня К. из Нижнего Новгорода. И мы там встретились. Случайно. В первый мой день пребывания в США и вообще за границей.
Назавтра он улетел. Экзамен он выдержал и стал известным ортопедом.