Найти тему
Духовные зерна

Кому нужна такая суббота? О том, почему Иисус Христос "нарушил" заповедь

Фарисеи и законники обвиняли Иисуса в том, что Он нарушал субботу, – то есть в нарушении четвертой заповеди из Десятословия, изложенного в книгах Исход и Второзаконие.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Исх. 20, 8-11

Иисус как будто бы специально исцелял в субботу, не препятствовал Своим ученикам срывать колосья в день субботний (Лк. 6, 1).

Почему Христос так поступал?
На первый взгляд Иисус как бы противоречит Сам Себе, призывая исполнять заповеди и в то же время нарушая их.

Обратим внимание, что "нарушая" субботу, Христос исполнял другую – самую главную, самую важную заповедь, которая стоит во главе всех заповедей:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. (Мк. 12, 30-31)

Иисус приводит поступок Давида, когда он и его люди, будучи голодны, съели хлебы предложения, которые никому нельзя было есть, кроме священников (Лев. 24, 9).

Ест ли Бог хлеб, волов, овнов?
Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби (Пс. 49, 13-15).
Нужен ли Богу такой покой, когда человек голоден или страдает от тяжелой болезни? Кому нужны такие заповеди, если они соблюдаются не во имя любви?

Итак, можно в субботы делать добро (Мф. 12, 12).

В субботы должно исцелять, в субботы нужно делать добро – не по расписанию, а по расположению сердца, когда нужен отклик на боль, на крик страдающей души.

Что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу или погубить? (Лк. 6, 9)

Христос спрашивает законников: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? (Лк. 14, 5). Интересно, что в греческом оригинале вместо слова "осел" стоит слово "сын". Потому и не могли законники и фарисеи что-либо ответить Иисусу: "И не могли отвечать Ему на это" (Лк. 6, 10). Кто же оставит бедствующего сына в колодце?

Смысл субботы открывается нам в освящении этого дня, посвящении его полностью Богу: Помни день субботний, чтобы святить его. Если даже христианину и предстоит какая работа в воскресный или субботний день (по долгу к ближнему или по обязанности к другим людям, так что отложить невозможно), он внутренно весь в Боге, он в молитвенном состоянии. Руки делают, а сердце (дух) молится. Это примерно как сказано в Песне Песней: Я сплю, а сердце мое бодрствует (Песн. 5, 2).

Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 8).
Любовь не спит. Не дремлет и не спит хранящий Израиля (Пс. 120, 4).

Примечательно, что у Бога нет понятия покоя, когда бы Он отказался помочь взывающему к Нему, случись это на стройке, в дороге, в урочное или неурочное время.