Найти в Дзене
Зимняя вишня

Аналитическое исследование техники живописи итальянского мастера эпохи Возрождения Лоренцо Лотто

Оглавление

В этой статье представлен обзор на первое обширное исследование состава как органических, так и неорганических сред, использованное Лоренцо Лотто, одним из выдающихся художников итальянского Ренессанса в начале 16 века.

https://cdn.pixabay.com/photo/2019/10/30/19/42/the-hermitage-4590401_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2019/10/30/19/42/the-hermitage-4590401_960_720.jpg

Исследуя четыре картины из собрания Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург, Россия), были получены новые знания о технике живописи художника, которые помогают нам понять переход от яичной темперы к технике масляной живописи, которая появилась в итальянской живописи с 15 по середину 16 века.

Неорганические материалы определяли с использованием SEM-EDX и PLM, раскрывая информацию о палитре художника. Особо следует отметить порошковое бесцветное стекло, найденное в грунтовочном слое на картине Madonna Delle Grazie, которое, скорее всего, использовалось в качестве сушащего материала.

Органические материалы были проанализированы в отдельных слоях краски с использованием ГХ-МС и показали зрелое использование олиф в качестве связующих для краски, умело смешанных с другими органическими и неорганическими материалами, для получения желаемых эстетических и технических качеств краски.

Исследование показало, что Лото использовал технику темперы в течение большей части своей творческой жизни.

Теперь предлагаю разобраться подробнее

Лоренцо Лотто был одним из выдающихся художников итальянского ренессанса. Несколько публикаций исследовали технику рисования Лото, фокусируясь на пигментах и ​​составе грунтовочных слоев. Однако, насколько это известно, до сих пор не было систематического исследования органических материалов, присутствующих в его работах, и есть только несколько работ, в которых предполагается, что он использовал масло или яйцо в качестве связующего вещества, на основании даты его работ, а не на научных данных.

Эта статья расскажет вам об исследовании, которое впервые представляет систематическое научное исследование использования художником органических материалов, исследуя все аспекты техники живописи художника.

В частности, в этой и нескольких следующих статьях будет представлен обзор на аналитическое исследование четырех картин художника. Благодаря этому исследованию удалось выявить использование художником пигментов и сушащих материалов в исследуемых картинах и понять, как он создавал связующие материалы на протяжении большей части своей творческой жизни.

Начнем издалека

С 15-го по середину 16-го века были внесены важные изменения в методы, используемые в итальянской живописи: произошел переход от использования яичной темперы к масляным краскам.

Этот процесс был более сложным, чем предполагалось ранее, поскольку исследование материалов итальянских картин между 15 и серединой 16 века показывает, что яйцо и масло (льняного семя и грецкого ореха) использовались в одних и тех же картинах разными художниками.

Лоренцо Лотто был одним из выдающихся художников итальянского ренессанса

Он родился в Венеции, но первые двадцать пять лет своей карьеры он провел в самых разных частях Италии: Тревизо, Марше и Бергамо. Прежде чем открыть магазин в Венеции в 1525 году, когда он уже был в середине своего четвертого десятка.

Он был под влиянием северной итальянской техники живописи. Несколько публикаций исследовали технику рисования Лото, фокусируясь на пигментах и ​​составе грунтовочных слоев. Некоторые авторы считают, что он использовал масло в качестве связующего вещества, другие предполагают, что он использовал темперу, основываясь на дате его работ. Однако, насколько это известно, до сих пор не было систематического исследования органических материалов, присутствующих в его работах.

В исследовании, рассматриваемом нами, рассматриваются пигменты, связующие вещества и другие органические материалы, используемые Лоренцо Лотто.

Были исследованы четыре картины из собрания Государственного Эрмитажа, созданные в разные периоды жизни художника: Христос, ведущий апостолов на гору Фавор (1511/1512), Семейный портрет (1523/1524), Отдых на пути в Египет с Святой Жюстин (1529/1530) и недавно приписанная художнику (2007) Мадонна Делле Грейзи (1542).

Примеры образцов, взятых с картин
Примеры образцов, взятых с картин

Исследование было проведено на нескольких образцах с помощью оптической микроскопии, при видимом и ультрафиолетовом освещении, сканирующей электронной микроскопии (SEM) в сочетании с энергодисперсионной рентгеновской спектроскопией (SEM-EDX) и газовой хромато-масс-спектрометрией (GC-).

Оптическая микроскопия и сканирующая электронная микроскопия поперечных сечений образцов выявили накопление образца, выделив исходные и реставрационные слои. Комбинация оптической микроскопии и сканирующей электронной микроскопии с EDX позволила нам идентифицировать большинство пигментов и сушащих материалов и выдвинуть гипотезу о природе некоторых других пигментов, идентификация которых была непростой.

Наконец, GC-MS использовался для анализа белков, глицеролипидов, восков и терпеноидных смол, а также в присутствии мешающих неорганических пигментов в том же микрообразце. Это позволило идентифицировать различные органические материалы путем распознавания маркеров, идентификации молекулярного профиля и количественной оценки.

В исследовании обсуждается использование художником пигментов и сушащих материалов в исследуемых картинах, и, как мы полагаем, впервые, как он создавал связующие материалы на протяжении большей части своей творческой жизни.

Какое оборудование использовалось в исследовании?

  • Микроволновая печь модели MLS-1200 MEGA Milestone (FKV, Sorisole (Bergamo), Италия) использовалась для гидролиза белков и пептидов, а также для омыления / засоления глицеролипидов, восковых и смолистых материалов.
  • Использовался газовый хроматограф системы GC 6890N (Agilent Technologies) в сочетании с масс-селективным детектором 5975 (Agilent Technologies) с одним золотым квадрупольным масс-спектрометром, оснащенным инжектором PTV. Масс-спектрометр работал в положительном режиме ЭИ (70 эВ). Температура линии переноса МС составляла 280 ° С; температуру источника ионов МС поддерживали на уровне 230 ° С, а температуру квадруполя МС - 150 ° С. Для газохроматографического разделения использовали капиллярную колонку из плавленого кварца HP-5MS (5% дифенил-95% диметил-полисилоксан, внутренний диаметр 30 м × 0,25 мм, толщина пленки 0,25, J & W Scientific, Agilent Technologies, PaloAlto, Калифорния, США) в сочетании с ним использовалась предварительная колонка с инактивированным диоксидом кремния (внутренний диаметр 2 м × 0,32 мм, J & W Scientific Agilent Technologies, Пало-Альто, Калифорния, США) с прессовкой из кварца. Газ-носитель использовали в режиме постоянного потока (He, чистота 99,995%) со скоростью 1,2 мл / мин. Для анализа липидно-смолистой фракции инжектор PTV использовали в режиме без разделения при 300 ° C, и хроматографическая печь была запрограммирована следующим образом: 80 ° C изотермическая в течение 2 минут, 10 ° C / мин до 200 ° C, 200 ° С, изотермический в течение 3 минут, 10 ° С / мин до 280 ° С, 280 ° С изотермический в течение 3 минут, 20 ° С / мин до 300 ° С, 300 ° С изотермический в течение 30 минут. Для анализа силилированных аминокислот инжектор PTV использовали в режиме без разделения при 220 ° С, и хроматографическая печь была запрограммирована следующим образом: начальная температура 100 ° С в течение 2 мин, затем 4 ° С / мин до 280 ° С и 280 ° С. С изотермическая в течение 15 мин.
  • Использовался сканирующий электронный микроскоп LEO 1420VP (SEM), оснащенный энергодисперсионным рентгеновским спектрометром Rontec (EDX). Условия SEM: 25 кВ, оптимизированный для анализа EDX, рабочее расстояние 10 мм. Образцы исследовали в низком вакууме, и давление в камере SEM было установлено на уровне 23 Па.
  • Поляризованная световая микроскопия (PLM) использовалась в проходящем и отраженном свете с возможностью микрофотографирования (POLAM-211), стереомикроскопами MBS-1 и Nicon SMZ 800.
  • Аналитический микроскоп Leica DMRX (Leica, Wetzlar, Germany) использовался для записи изображений излучения видимого света при УФ-возбуждении (УФ-флуоресцентные изображения) поперечных сечений. Микроскоп был оснащен ртутной лампой высокого давления Osram HBO 50 и LeicafilterA (возбуждение 340–380 нм, излучение N425 нм).