Популярность я приобрела когда начала писать эротические картины и мне часто задавали два вопроса: как я к этому пришла (часть 1) и как я придумываю картины (часть 2)?
У обоих ответов есть предыстория. Я опускаю биографию и начну с того момента, когда я уже владела техникой живописи.
Как и многие художники я мыслила стандартно - чтобы жить и творить дальше, нужно вступить в союз художников. Зачем вступить, я толком не понимала, так как знала, что мастерские просто так не дают, а если и дают, то с долгами по коммуналке и разрушениями как после бомбёжки. Такую мастерскую дали моему знакомому художнику, около Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге. В выделенной ему мастерской была дыра в крыше, вздыбленный паркет и долги по платежам. Ну наверное, чтобы получить хорошую мастерскую, её нужно как-то заслужить, а это уже другая тема.
Я всегда работала в своей квартире, где и проживала и сейчас всё по прежнему. Но шаблонные рамки общественного мнения, что нужно вступить в союз, сидело в мозгу крепко, поэтому я старалась участвовать в выставках от союза художников, это было одно из условий для вступления. Чтобы попасть на выставку, нужно было пройти выставком- комиссию, состоящую из художников от союза. Выставком это цензура, поэтому туда было не так-то просто попасть. На выставки я несла свои пейзажи, которые писала с натуры в Тверской области, где находилась летом с ребёнком и мамой.
В 1994 году мы с мужем Геннадием Хилько выставляли свои пейзажи в публичной библиотеке на набережной Фонтанки, 44. К нам подошёл мужчина, увидел наши работы и воскликнул: «Ко-ко-е всё красивое, ко-ко-е всё зелёное!» Так началось наше знакомство с Иваном Степановичем Соловьёвым - художником и герменевтом. (Герменевтика это наука о толковании текстов, область тайных знаний. Поэтому она не преподаётся ни в школьных, ни в университетских программах.) Он тут же начал нам объяснять основы герменевтики искусства. Информация была настолько интересной и интригующей, что отпустить его просто так мы не могли. Обменявшись контактами, мы стали встречаться, ходить в музеи, на выставки и, конечно, придумывать и обсуждать новые картины. Моё мировоззрение стало меняться. Я начала осторожно добавлять в пейзажи символы, которые намёком давали характеристику ситуации в стране. Так в пейзаже "Сосны у реки" 1995 г. появились едва заметные белые цветочки в левом нижнем углу. Число 13 символ смерти, белый цвет в таком случае читается как саван, а в тот год, год написания картины, шла чеченская война, гибли наши солдаты. Плетистая сосна, растущая справа, у реки, а река это течение времени, вполне укладывалась в характеристику и расстановку политических сил на год написания картины.
В пейзаже "жаркое лето" 1995г. появились камень, тюльпаны и забор из жердей и гора справа, которых в натуре, в лесу не было. Камень символизирует власть, которая поменяла направление и в пейзаже камень находится в правой части картины. Была левая власть коммунистическая, а стала правая - капиталистическая. Тюльпаны - символ биржевой игры и символ торговли, как и жёлтый цвет. Сосна это дерево власти, но поскольку союз в к тому времени распался, то сосны в левой части картины я оградила забором. От засухи и жары иголки на сосне пожелтели, что тоже сыграло на подтекст произведения. Левая власть, которая засохла.
Читатель, наверное, спросит: - а где же эротика?!
Эротика никуда не делась, она жила параллельной жизнью и не сразу вошла в картины.
Сначала эротика выплеснулась на страницы журналов "Эротикон" и "Секс-Шоу" в виде карикатур. Я рисовала карикатуры и комиксы для эротических журналов.
Предвижу один вопрос:-А что же муж?!
-А муж вместе со мной рисовал карикатуры в тех же журналах))
В детстве я получила хорошее хореографическое образование. Я танцевала в известном Ленинградском детском ансамбле "Юность". Мы много репетировали и ездили на гастроли. Постоянные репетиции и выступления выматывали. Я очень уставала и в один момент ушла из ансамбля, а затем поступила в художественную школу. Вот там я чувствовала себя в своей среде. Хореографические навыки не прошли даром и во взрослой жизни несколько лет меня выручали. Я подрабатывала танцами под псевдонимом Гюльчатай.
Мне повезло, когда я встретила Анжелику, мою учительницу восточных танцев. Анжелика выросла в театральной семье, дедушка был директор театра в Узбекистане. Она научила меня характерным движениям и языку восточного танца.
В эти годы появилась моя первая большая эротическая картина "Гарем", 2002г., холст, масло, 140х200см. Заказал мне её один молодой человек для своей спальни, а потом он пропал. Исчез и всё. С тех пор картина находится у меня. Сейчас она нигде не выставляется, скручена на вал и стоит в квартире. Чтобы не занимать место, большие картины, которые не проданы, я скручиваю на вал и ставлю с уголок до лучших времён.
Полученные знания о символизме не давали мне покоя. Очень не хотелось быть тупейным художником и я старалась мыслить символически. Картина "Гарем" тоже имеет хоть и поверхностный, но вполне явный отпечаток времени. Это выражается в деталях и если знать их значение, то без труда можно прочитать подтекст произведения. Например, жемчуг - символ слёз, он находится на столике и в волосах у сидящей спиной девушки с красными волосами. Волосы это символ власти, красной власти, которой больше нет, поэтому девушка сидит спиной и подушка красного цвета у неё под пятой точной, это то самое место, куда послали демократию. Под правой рукой веер из павлиньих перьев, как символ чванства и пустого хвастовства правящих. Сладкие фрукты, под правой рукой лежащей блондинки, как символ сладкой жизни для правых и эротический фрукт в левой руке девушки в чалме - это символ того, что достаётся простому народу.
Женщина в искусстве символ страны. Голая женщина - голая страна.
Восточные танцы, стали толчком для написания эротических картин.
Зарабатывать танцами было невероятно тяжело. Иногда приходилось добираться до дома на такси и на его плату уходил весь мой гонорар. После такой работы тело было в сильном напряжении и чтобы хоть как-то расслабить мышцы, я до утра принимала тёплую ванну.
Эротика не сразу попала в картины, сначала она попали в жизнь страны. Во многих клубах и ресторанах где я выступала приходили девушки, они ничего не делали, они просто раздевались и в одних стрингах ходили по столикам, где им засовывали деньги за резиночку. Они настолько демпинговали всех танцовщиц, (а танцевали даже после вагановского училища), что зарабатывать танцами стало просто невозможно.
Мои эротические картины на выставкомы в созе художников не проходили. И в какой-то момент мне всё надоело, я устала от бессмысленной борьбы, непонятно за что. Хотелось просто писать то, что нравится и выставляться, без выставкомов.
В городе стали появляться выставки продукции секс индустрии. Организаторы не могли продать все выставочные места и мне поступило предложение выставить картины бесплатно, при этом места было сколько захочу, весь первый этаж, у меня и картин столько не было. Так я стала выставляться на эротических выставках Эра Эротики, к которым писала новые картины.
Обнажённые тела мне писать нравилось. Особенно радовали картины, где удавалось придумать складный символический текст, сразу получался рассказ, было о чём рассказать зрителям.
Текст можно вставить в любой жанр, будь то пейзаж, портрет , натюрморт или обнажёнка. Но в обнажёнке, я чувствовала некий скрытый запрос общества.
Картина "Масквачное изобилие" названа в честь людей приезжих, которых называют масквачами, чтобы не обижать коренных жителей.
Постепенно появилась целая серия картин, меня заметила пресса.
На выставке "Обнажённая Россия" в Москве в 2005 году, началось моё тесное знакомство с прессой, с её правдой и вымыслами. Там СМИ заметили мою картину "В летнем парке зима" 1998 года, где изображены Кристина Орбакайте и Елена Кондулайнен.
Затем была картина "Рублёвское шоссе" в 2006 году, которая особенно полюбилась прессе из-за её содержательности.
Участие в подобных выставках сильно подогревало желание писать новые эротические картины. Не знаю как сейчас обстоят дела на таких выставках, но я очень долго выставлялась бесплатно. На "Эрос Москва 2006" мне предоставляли огромные площади, больше 20 метров стен. Я очень благодарна организаторам, в частности Надежде Эриковне Довгаль .
Cо временем я поняла, что любители живописи, знатоки искусства на такие выставки не ходят. Хотя это не факт. И есть опасность увязнуть в этой теме на долго и сформировать определённый имидж, что и получилось.
Упоминание обо мне в прессе и на телевидении не прошло даром и я стала получать заказы. Так появилась серия картин "Русская баня".
Затем меня с картинами пригласил участвовать в открытии музея эротики Точка G в Москве Александр Донской(однофамилец).
К открытию Донской попросил меня написать картину про Путина. Он сказа: "Вера, напиши Путина голым, но только ты там не очень..., чтоб музей не закрыли." Когда я написала Wrestling 2011г. , Донской на открытие не пришёл, он перенервничал, напился и всё проспал. Открывали музей я и Донской младший. Путин в тот год был премьер министром, а президентом был Дмитрий Медведев. Картина имела большой успех, как и сам музей. На следующий день, после открытия, интернет "взорвался" от огромного количества упоминания о музее и знаковой картине. Первым пришёл участковый и попросил снять Wrestling , но протрезвевший Донской сказал, что Путину картина понравилась и он её не снимет.
Музей находится в самом центре Москвы, на Новом Арбате 15. На момент открытия музея, в радиусе полутора километров находились, в пешей доступности: Кремль, посольство США, резиденция американского посла, посольство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, в 200 метрах резиденция военного Атташе Великобритании (практически во дворе), Дом правительства, мэрия Москвы.
О картине Wrestling 2011г. написали в The Guardian и The Independent на первых полосах, без купюр.
А в 2013 году репродукция этой картины висела в филиале музея ТочкаG в Санкт-Петербурге. С подачи борца с эротикой Милонова, репродукция картины была изъята на экспертизу, а оригинал до сих пор висит в центре Москвы.
Художник всегда есть и будет фактической оппозицией власти, художник говорит своему народу правду. Но! Правду символическую.
Часто в моём творчестве можно встретить Аллу Пугачёву. С её портретом у меня есть несколько картин. Знаю, что очень многих раздражают поп-звёзды. Меня они не раздражают, меня вообще никто не раздражает, кроме рекламы банков на телефон. Телевизор я давно заменила на компьютер с интернетом. Если что-то не нравится, я это прокручиваю или просто не смотрю. Программы и фильмы выбираю сама. Поэтому источников раздражения нет.
Что касается Аллы Пугачёвой, то мне её песни нравятся. Но ещё больше нравится её имя и образ.
Она очень привлекательный символический персонаж для картин. Алла, расшифровывается как - алая, красная, да ещё фамилия Пугачёва добавляет в образ бунтарства. Женщина - читай страна, красная страна. Т.е. Алла как символ бывшей страны СССР. Что интересно, во времена Советского союза, Алла была красноволосой, ну или как лиса, ярко рыжая. Когда союз распался, она перекрасилась в блондинку. Картины где есть Пугачёва: "Рублёвское шоссе" 2006г., "Паромщик 2011", "Без меня тебе любимый мой лететь с одним крылом" 2010, "1000000 алых роз" 2008г., "Когда-нибудь я стану лучше" 2016г.
В моём творчестве есть и другие известные поп звёзды и политики.
Совсем не эротическая картина "Чёрный&Микола" 2008 года, которая тоже не прошла выставком.
Затем меня пригласили оформлять музей эротики в Санкт-Петербурге "МузЭрос" 2012-2013 г.г.
Тут тоже не обошлось без символизма.
Лестница в музей была оформлена в стиле стенгазеты начала 19 века.
Чтобы составить такую стенгазету, я пошла в публичную библиотеку и отсканировала интересные объявления прошлого века.
В 2013 году Александр Донской пригласил меня оформить филиал музея эротики ТочкаG в СПБ, на Невском проспекте 61. При входе располагался магазин, а затем музей. Там много было разных экспонатов привезённых из Египта, всевозможных скульптур, развлечений в виде эротической мебели и большая коллекция скульптур "члены общества", которые я слепила для музея.
По стечению обстоятельств точка не приносила прибыль и Донской её закрыл, экспонаты перевёз в московский музей. А вскоре из залов на Лиговском проспекте потеснили и музей эротики МузЭрос, все экспонаты переехали на ул. Седова 11, в ТЦ Эврика, где и находятся по сей день. На Лиговском открыли ресторан.
Я поняла, что заниматься интерьерами довольно неблагодарное дело. Ты вкладываешь много энергии сил, души, а потом это всё исчезает и остаётся только в фотографиях. И тем не менее я очень благодарна устроителям музеев за предоставленную мне возможность участвовать в таких интересных проектах.
Меняется время, меняются запросы общества, меняюсь я и мои картины.
Котиколюбивость
не обошла стороной и меня, котиков я пишу также часто как и знаменитостей. Но не больше чем Вася Ложкин.
Самой популярной темой во все времена остаётся портрет. Люди любят изображать себя и своих близких. И для меня портрет остаётся одним из востребованных и любимых жанров.
В этом групповом портрете как и во всех моих картинах есть символический подтекст.
А что же эротика? Пишу ли я её сегодня? Да пишу и рисую, но эротика с годами приобретает другой ракурс.
И снова Пугачёва.
На вопрос, почему Алла Борисовна такая молодая, я отвечу, что пишу не её и не про неё, я использую только её образ и знаковую фамилию, которые символизируют определённый отрезок времени. С момента распада СССР прошло почти 20 лет, но эта болезненная тема до сих пор вспоминается и обсуждается. А какое лицо женщины - страны наиболее подходит? Ответ очевиден - Красная, Алая (пролетарская) Пугачёва. До сих пор не появилось ни одной поп-звезды, имя или псевдоним которой, так точно отображал бы время.
В этом году совместно с мужем я написала книгу "Семиотика портрета. Курс семиотики портрета и ню" 2019 , в ней есть главы, в которых разбираются половые органы и нюансы в портрете.