История создания дизайнерской кондитерской Melissa Sweets Shop началась в 2013 году. В то время ее основательница Лидии Черкашиной, математик-программист по образованию, занималась созданием и продвижением сайтов, а одним из ее клиентов была кондитерская фабрика. Для развития страниц фабрики в социальных сетях она стала фотографировать десерты. Позже интерес к сладостям и фудфотографии сподвиг Лидию Черкашину принять участие в конкурсе кондитеров. Торт-башня из капкейков принес ей победу и приз в виде планетарного миксера. С его появлением Лидия Черкашина стала активно печь торты и макаронс.
«Тогда я считала, что далека от кондитерского дела. Когда готовила по книгам, по русским журналам, то все время не получалось. Начала обращаться к рецептурам из иностранных источников, там четко указаны все детали процесса приготовления. Вот тогда появился результат. Помню, увидела какой-то элемент оформления у иностранцев, начала думать, как они могли это сделать. Сама пробовала, как правило, все получалось. В силу своего образования я могла проанализировать, продумать, просчитать и понять, как это сделано», - поделилась Лидия Черкашина с сайтом «Деловая газета.Юг».
Ключевым каналом продаж первое время выступал Инстаграм. Спустя полгода работы у Лидии Черкашиной сформировалась широкая база клиентов: заказы были расписаны на полгода вперед, а каждую новую партию макаронс полностью бронировали за пять минут.
Как утверждает девушка, конкурентов в то время было гораздо меньше, и они проигрывали ей в дизайне десертов. Все заработанные средства Лидия Черкашина вкладывала в новое оборудование, инвентарь и ингредиенты.
В 2014 году Лидии Черкашиной поступило инвестиционное предложение по открытию кофейни.
«Договорились, что я прихожу со своими наработками, со своей базой клиентов, обучаю персонал. Так в октябре 2014 года открылся первый цех на Зиповской. За полгода мы нарастили достаточно большой коллектив. В апреле 2015 года там же на Зиповской открылась кофейня. Многое мы делали сами, весь дизайн той кондитерской был моим. До сих пор ее все с теплотой вспоминают. Она была в стиле лофт, семейная, домашняя и уютная».
Melissa 2.0
В 2017 году открылась вторая кондитерская Melissa. Ее запуск и ведение Лидия Черкашина полностью взяла на себя. По рассказу кондитера, управляя второй кофейней, она стала замечать недобросовестность работы партнеров. Произошел разлад, после которого первое заведение и общий цех остались в руках инвестора.
В общей сложности на создание уже собственной кофейни Лидии Черкашиной потратила 2,5 млн рублей. Из них 1,4 млн рублей – первоначальные инвестиции, остальные средства – вложения в запуск нового цеха. До того, как бетонное помещение в 65 кв. метров превратилось в оборудованное производство, команде Лидии Черкашиной, состоящей на тот момент из трех человек, приходилось готовить десерты для кофейни на своих кухнях.
На этом трудности не закончились. Кроме первого заведения и цеха, партнеры получили рецептуры Лидии Черкашиной и обученный персонал. Однако главной потерей на тот момент стала база клиентов. Как поясняет кондитер, выпечка тортов на заказ была основным бизнесом, одно время прием заказов она делегировала подруге инвестора, поэтому все клиенты продолжали звонить на прежний номер.
«Это было болезненное время. Людям преподносилась информация с той стороны, что я была простой девочкой, которая вела Инстаграм. Только своей работой я могла что-то доказать», - поделилась Лидия Черкашина, добавив, что ей потребовалось много времени на восстановление предыдущих позиций.
И хотя после сотрудничества с инвестором Лидия Черкашина оказалась без наработанной базы клиентов, обученной команды и продуманных ею рецептур, данный период она не считает ошибкой.
«Это был такой мощный опыт, неважно, как это закончилось. Без инвестора я бы никогда не решилась перейти с домашней кухни, я бы никогда не решилась вложить свои деньги или деньги банка. Я доверилась тогда и не влезала в бухгалтерию, кого винить? Только себя. Каждый этап становления бизнеса – не ошибка, а новое понимание процессов», - пояснила Лидия Черкашина.
По словам кондитера, ей удалось вернуть прежнюю выручку: в месяц оборот компании составляет 1 млн рублей. Доход в равной доле приносят торты на заказ и витринные десерты.
Состав команды Melissa также вырос. Сейчас в него входят пекари, оформители, бариста, бухгалтер, уборщица. После длительной самостоятельной работы на всех этапах производства Лидия Черкашина придерживается позиции делегирования и распределения обязанностей. Сама она в настоящее время занимается в большей степени административными и маркетинговыми задачами, за исключением редких внештатных ситуаций, когда цех не успевает выполнять заказы. В перспективе у владелицы дизайнерской кондитерской расширение заведения на базе партнерства.
«Несладкий» бизнес
В кондитерский бизнес, по утверждению Лидии Черкашиной, идут не столько предприниматели, сколько увлеченные домашние пекари. В силу сложности ведения и не самой высокой окупаемости этот сегмент малоинтересен тем, кто хочет на нем только лишь заработать. В то же время домашние кондитеры, открывая свое дело, зачастую быстро выходят из игры.
«Мой совет такой: если вы хотите открыть кондитерскую, вы должны уже работать 24 часа в сутки. Вы должны понимать, что у вас будет большой поток заказов. Если человек печет дома один тортик в неделю и захотел сделать кофейню, то на какой базе он будет это делать? Я советую начинать все считать и учиться управлению», - поделилась владелица Melissa Sweets Shop.
Несмотря на большое количество предложений в этом сегменте рынка Лидия Черкашина конкуренцию не ощущает. На ее взгляд, у Melissa Sweets Shop с многочисленными кофейнями в городе разные форматы и философия. По ее словам, часто люди берут у известной сети кофеен по соседству напитки и приходят в ее кондитерскую за сладостями. Кроме этого, Лидия Черкашина в качестве отличительной особенности их заведения называет использование исключительно натуральных продуктов, чем, в свою очередь, зачастую пренебрегают массовые кондитерские.
«Есть кондитерские, где пирожные стоят по 50-70 рублей. Если вы придете в магазин и посмотрите, сколько стоит масло, творожный сыр, вы поймете, что не может кусок торта стоить 100 рублей. Я понимаю, что там искусственное сырье», - сказала Лидия Черкашина.
По словам владелицы Melissa Sweets Shop, еще одной особенностью кондитерского бизнеса является копирование чужих наработок. Лидия Черкашина говорит, что довольно часто замечает подобную практику в отношении своих десертов, когда после внедрения ее командой нового необычного продукта на витринах других заведений появляются аналоги с такой же формой и сочетанием вкусов. Свою роль в этом играют и кондитеры, которые проработав с одними владельцами, уходят в другие заведения и готовят по тем же рецептурам. По утверждению девушки, подобные копии ее продукции вдохновляют и мотивируют на дальнейшую работу.
Десерты для краснодарцев
Кондитерский бизнес, отмечает Лидия Черкашина, это непрекращающееся творчество. В то же время, по ее мнению, существует определенная вкусовая грань, которую кондитер не должен переступать, если хочет, чтобы его продукция была оценена и востребована. Творческие амбиции, говорит владелица Melissa Sweets Shop, должны обязательно коррелироваться со спросом.
«Бизнесмен должен понимать, что ему нужно продавать. Да, мы можем творить, мы можем делать какие-то невероятные сочетания вкусов, но это не будет продаваться, - сообщила владелица кондитерской. – У меня первые эклеры были с сумасшедшими начинками: кардамон, маракуйя, роза, это были очень сложные вкусы. Но мы их почти всегда списывали, потому что люди боялись это попробовать, не хотели. В итоге сейчас самый популярный эклер – классический с заварным кремом».
Лакмусовой бумажкой в выборе вкусов десертов Лидия Черкашина считает заказные торты. По ее словам, клиенты ценят простоту и понятность сочетаний. Особенно, подмечает Лидия Черкашина, краснодарцы любят бисквитные торты, макаронс, эклеры, печенье-сэндвич. Востребованными десертами Melissa Sweets Shop остаются сырная коллекция макаронс, бисквитный торт «клубника-фисташка» и традиционные эклеры.
Наталья Радчук