Рай — в религии и философии: место и/или состояние вечной совершенной жизни (бытия).
Подразумевает два понятия:
- Рай изначальный — первозданное состояние человека в Эдеме, утраченное вследствие грехопадения;
- Рай — эсхатологическое состояние, достигнутое преодолением разделения на рай и ад в конце времён (в каббале — в конце эволюции): Царство небесное, Элизий, гмар тиккун, Фрашо-керети, нирвана, мокша.
Представление о рае есть в политеистических религиях, в зороастризме, христианстве, исламе, многих школах буддизма, индуизма, в трансгуманизме (концепция «paradise engineering»), в пастафарианстве.
В христианстве раскрывается новый смысл рая, как «Царства Небесного», уготованного от начала мира, утраченного из-за грехопадения людей, и вновь открытого всем людям в результате победы Иисуса Христа над адом. Изначальное прошлое и конечное будущее соединяются в идее рая. На первоначальном, утерянном райском состоянии нельзя остаться — рай в конце мирового процесса есть несколько иной. Это рай после познания греха, страданий и испытаний, в которых раскрываются бесконечная милость Бога и немощь человека. Можно даже сказать, что это рай после ада, после опыта зла и свободного отвержения ада. Святые наследуют рай после земной смерти и воскресения в новом мироздании, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая непрестанную радость и блаженство.
В исламской эсхатологии для обозначения рая также употребляются слова джа́ннат («сады») ан-на’им («благодать»), аль-фирдаус («рай») и другие. Согласно исламской догматике, после Судного дня верующие попадут в Рай, а не верующие будут вечно пребывать в аду. В раю люди будут вечно наслаждаться благами, уготованными им Аллахом. Главной наградой для обитателей рая будет созерцание Господа. Аллах создал рай и ад до сотворения творений, и они не будут уничтожены. Рай охраняют ангелы во главе с ангелом, которого зовут Ридван.
Рай имеет огромные размеры и несколько уровней для различный категорий праведников. В нём будет ни холодно и ни жарко. Он создан из серебряных и золотых кирпичей с ароматным запахом мускуса. В хадисах упоминается райское дерево Туба и множество других деревьев, стволы которых состоят из золота. В Коране упоминаются деревья «тальх» (акация), «увешанное плодами» и «сидр» без обычных для них шипов. Венчает рай дерево «сидрат аль-мунтаха» (лотос крайнего предела).
В буддизме предания гласят, что Амитабха был когда-то царём, который, познакомившись с буддийским учением, отрёкся от трона, стал монахом, взяв себе имя Дхармакара. Он решил стать Буддой, и обрести во владение рай, Землю бесконечной радости, в которой все, кто воззвал к его имени, смогут возродиться в будущей жизни. Ввиду этого Амитабха дал свои Сорок восемь обетов, в восемнадцатом и девятнадцатом из которых он обещал не достигать высочайшего просветления до тех пор, пока не поможет всем разумным существам в своем Западном раю, «Земле высшего блаженства». Обеты Амитабхи и основные принципы доктрины амидаизма изложены в Амитабха-сутре и в Сутре бесконечной жизни.
В философии:
Рай в начале есть первоначальная цельность, не знающая отравы сознания, отравы различения и познания добра и зла. В этот рай нет возврата. И этот рай не знает свободы, которой мы так дорожим как высшим своим достоинством. Рай в конце предполагает, что человек уже прошел через обострение и раздвоение сознания, через свободу, через различение и познание добра и зла. Этот рай означает новую цельность и полноту после раздвоения и раздробленности. (Николай Бердяев)
В поэзии Данте:
- 1 небо (Луна) — обитель соблюдающих долг.
- 2 небо (Меркурий) — обитель реформаторов и невинно пострадавших.
- 3 небо (Венера) — обитель влюблённых.
- 4 небо (Солнце) — обитель мудрецов и великих учёных.
- 5 небо (Марс) — обитель воителей за веру.
- 6 небо (Юпитер) — обитель справедливых правителей.
- 7 небо (Сатурн) — обитель богословов и монахов.
- 8 небо (сфера звезд).
- 9 небо (Перводвигатель).
- 10 небо (Эмпирей) — Лучезарная Река и Пламенеющая Роза — обитель Божества.