Найти тему
Медиа круг

Уральский пенсионер устроил авиазавод на дому

Оглавление

Обычный кирпичный дом на окраине Екатеринбурга с садом-огородом и хозяйственными постройками. Но иногда на диво соседям из ворот усадьбы выкатывают на улицу самолет. Настоящий. Способный летать.

Одна из соседок не выдержала и попросила у хозяина летательного аппарата разрешения рассказать о нем своей знакомой, которая работает в газете «Пенсионер». Тот подумал и согласился. И вот я – в гостях у Валерия Михайловича Залесова.

Все так просто

В дом хозяин повел меня не через двор, а через мастерские. Их у него несколько. Рабочие столы, кругом инструменты – хитрые и попроще. В углу – две непонятные белые детали размером с рост человека.

– Это старые закрылки, – объясняет Валерий Михайлович. – Основа у них из фанеры, она расслоилась из-за влаги, пришлось делать новые закрылки из дюралюминия.

Купить стройматериалы для самолета, как сообщил мастер, – сегодня не проблема; многие детали изготавливаются прямо здесь; многие используются не по прямому назначению: к примеру, звездочка для передачи кинематики рулевого управления позаимствована у велосипеда.

– С материалами проблемы нет, – повторяет мастер. – Проблема с авиамоторами малой мощности. Отечественных нет, а австрийские стоят 16-17 тысяч долларов, – неподъемные для нас деньги.

– Как же вы выходите из положения?

– Используем автомобильные моторы.
-2

По узкой крутой лесенке поднимаемся на второй этаж мастерской. Здесь стоит каркас кабины будущего самолета. Легко можно понять, где будет блок управления, где кресло пилота, где фюзеляж.

Честно говоря, до визита к В. Залесову я никогда бы не поверила, что в домашних условиях можно изготовить настоящий самолет. Я думала, что для этого необходимы заводские цеха со сложными станками. Оказывается, для создания летательного аппарата достаточно светлой головы, умелых рук, энтузиазма и, конечно, друзей, тоже влюбленных в небо.

Дружная четверка

Как объяснил Валерий Михайлович, самолеты на крыло он ставит не в одиночку. Над этим они трудятся вчетвером. В команду также входят бывший летчик Николай Гаврилович Саранчин, физик-ядерщик, доктор наук Владислав Анатольевич Щапов и Антон Вячеславович, чью фамилию и должность пока называть нельзя.

Небо манило Валерия всегда, но поступить в летное училище помешали обстоятельства. Он работал столяром-модельщиком, а сам мечтал построить самолет. Когда переехал из Кировской области на Урал, освоил дельтаплан. А потом его пригласили в Федерацию любителей авиации.

– Там строили «амфибии», – вспоминает В. Залесов, – я изготавливал модели, по которым отливали детали летательных аппаратов. Однажды предложили научиться управлять гидросамолетом. Естественно, я не отказался. Инструкторами были те же люди, что строили самолеты. Один преподавал теорию полета, другой учил вождению.

Мне почему-то долго не удавалось удержать самолет в воздухе, когда он взлетал, – признается В. Залесов, – только на пятом занятии получилось. А вот посадка на воду далась легко.

Валерий Михайлович не однажды приступал к осуществлению главной своей мечты – построить самолет, но не получалось.

– Знаний не хватало, – говорит он. – Занялся самообразованием. Кубометр специальной литературы прочтешь и начинаешь что-то понимать. Наконец построил свой первый удачный самолет. Фанерный. Все было нормально, но его сломали в первый же день полетов из-за того, что заднее колесо угодило в ямку. Заниматься восстановлением я не стал, отдал аппарат товарищу, который сделал из него автожир – среднее между самолетом и вертолетом. Он стоит у него на приколе возле коттеджа, детям на радость.

Все не просто

У малой авиации большие трудности. Когда Свердловской областью руководил Эдуард Россель, в НПО «Автоматика» было производство, где выпускали сверхлегкий многоцелевой самолет-амфибию «Статус». Коллектив состоял из 25 человек, Валерий Залесов тоже там работал. Выпустили 10 гидросамолетов, на этом дело и заглохло.

– Малая авиация нужна, – говорит Валерий Михайлович, – ведь у нас много труднодоступных мест, куда по земле не добраться. Наши самолеты охотно брали, в том числе – и частники. Но производство оказалось нерентабельным, его ликвидировали. Почти все, кто работал на том заводе, продолжают строить самолеты – в одиночку или в группе, как мы.

– Если не секрет, кто является конструктором ваших самолетов?

– По сути, никто. В специальных журналах печатаются модели, которые можно взять за основу, остается рассчитать в сантиметрах и килограммах. Самое важное в самолете – центровка, чтобы она соответствовала заданной модели. Если хвост перетянет, в воздухе его не удержишь, из пике не выйдешь.

– А что самое важное для летчика?

– Не паниковать и не терять головы. Недавняя аварийная посадка на кукурузное поле самолета «Уральских авиалиний» – яркая тому иллюстрация. С большой высоты можно спланировать, если отказали моторы. Малым самолетам, которым разрешено летать на малой высоте, это сделать сложнее.
-3

Прежде чем подняться в небо, самолету, даже небольшому, нужно сделать разбег по земле. Сейчас В. Залесов с товарищами занимаются регистрацией площадки, с которой будут ­взлетать и на которую будут садиться построенные ими самолеты. Процесс идет сложно.

– В жизни вообще все сложно, – философски замечает мой собеседник. – Это на лавочке сидеть да на диване лежать просто. Но нам это неинтересно.

Мастер на все руки

Валерий Залесов успевает и самолеты строить, и пчел разводить, и печки класть. Он сам спроектировал свой дом. В доме все: камин, шкафы, столы, стулья, кресла-качалки, причудливые вазы – сделано его руками. В огороде стоит собранный умельцем трактор.

– В трудные 1990-е мы засаживали картошкой целое поле, – объясняет он. – Собранный урожай надо было оттуда вывозить, вот я и сделал трактор из подручных деталей. Когда с аэродромом определимся, он снова пригодится.

Всерьез занимается Валерий Михайлович и пчеловодством. Соорудил специальный сборно-разборный домик с печкой, в котором можно жить рядом с пасекой.

– Он еще и стихи пишет, – не скрывает гордости за мужа Людмила Залесова. – Мне очень повезло: что бы я ни попросила по дому сделать, что бы он сам ни задумал, все у него получается отлично.

Валерий Михайлович супругой тоже гордится:

– Посмотрите, какие она картины пишет, – обращает он мое внимание.

Часто так бывает: увлечение настолько поглощает человека, что он замыкается в себе, теряет связь с близкими, с внешним миром. Но в семье Залесовых царит гармония: в мастерских пахнет металлом, смолой и краской, в доме – пирогами. На подоконнике сидит кошка Масяня, высматривает хвостатого приятеля, которого однажды привела в дом и «накормила», подведя к своей миске. По двору бегают собаки Муха и Дутик. Что означает его имечко? Так называется заднее колесо самолета.

Прощаясь, я спросила: «Валерий Михайлович, для чего нужны самолеты?»

И получила неожиданный ответ:

«Для удовольствия!».

Татьяна Бурова, фото автора

Вам понравился этот материал? Жмите лайк и подписывайтесь на канал! Так вы не пропустите новые публикации и мы будем на связи.