Торговля между Европой и Индией к концу пятнадцатого века была хорошо налажена, но перевозка товаров по суше была дорогой и тяжелой. Открытие морского пути из Европы в Индию португальским штурманом Васко да Гамой в 1498 году обеспечило более безопасный и недорогой способ транспортировки. Морской путь помог, но неточность карт сделала так, что многие корабли так и не достигли своих пунктов назначения...
Побережье бывшего Транскея в Южной Африке, известного еще как "дикий берег", было особенно опасным, так как привело к многочисленным кораблекрушениям. Многие из них были задокументированы историками, которые также рассказывали о выживших пассажирах корабля, которые были выброшены на берег. В некоторых случаях они оставались жить в местных общинах мыса Нгуни. Впоследствии другие белые люди также вошли в эти сообщества по своей воле, а не обстоятельств.
Целью исследования историков было расследование кланов, основанных чужеземцами. Поиск опирался на устные отчеты людей, потомков иностранных аборигенов в общинах Мпондо и Бомвана, живущих вдоль юго-восточного побережья Южной Африки. Обычно пожилые люди считаются хранителями знаний о прошлом. Однако обнаружено, что пожилые и молодые люди в равной степени были заинтересованы и осведомлены об их истории и генеалогии.
Некоторые европейцы были приняты в качестве почетных членов существующих кланов, но другие создали новые. Это исследование затрагивает именно созданные ими общины мыса Нгуни.
Клан мыса Нгуни - это родственная группа, в которой принадлежность, выражающаяся в названии клана, определяется в соответствии от отца к сыну. Название клана, социальный признак имеет биологический аналог в ДНК Y-хромосомы. Материнская и отцовская ДНК рекомбинируют при зачатии, так что все люди имеют уникальный геном.
ДНК Y-хромосомы обнаруживается только у мужчин, так как у женщин их нет. Поэтому, она передается от поколения к поколению, от отца к сыну, точно так же, как и название клана.
Члены клана прилежно выполняют все важные ритуальные обряды. Согласно принципам традиционной религии предков, которая все еще широко практикуется, умершие предки хранят интерес к своим живущим потомкам. Если их часто поминают, усопшие шлют свои благословения. Однако если пренебрегать ими, несчастья и болезни поразят их потомков.
Предков почитают исполнением ритуалов, которые включают в себя варку традиционного пива и восхваления. Восхваляются имена предков с метафорическими намеками на некоторые из их атрибутов и достижений. Так как истории кланов произошли от иностранцев, то вспоминаются биографии таких основателей не только из интереса.
Например, кланы amaMolo и abeLungu из Пондоланда и Бомваналенда произошли от азиатских и европейских выживших после кораблекрушения. Они были описаны такими историками, как Сога, Кирби, Крамптон. Другие общины возникли совсем недавно, четыре из которых были определены для целей данного исследования: amaCaine, amaOgle, amaFrance и amaIrish.
Внешнее происхождение этих кланов выражается несколькими способами. Например именами кланов. AbeLungu, который переводится как "белые", вероятно, был назван так потому что основатели были европейцами. Слово "molo" переводится как "привет", а устная традиция amaMolo объясняет свое название, ссылаясь на неспособность основателей говорить на исикхосе.
Однако, узнав это приветствие, они часто повторяли его до такой степени, что стали с ним ассоциироваться. Оба этих клановых имени отличаются от местного соглашения, в котором клан чаще всего называют в честь имени основателя. AmaCaine и amaOgle, с другой стороны, следуют соглашению, это были фамилии основателей их клана - Джона Кейна и Генри Огла.
В некоторых случаях ритуалы предков сами по себе несут еще одно средство выражения иностранного происхождения. Например, на ритуальных церемониях amaMolo хлеб нарезают на мелкие кусочки и делят его среди участников, чего не делают местные кланы. Члены AmaMolo также завязывают вокруг своих запястий нити из белого бисера после ритуалов, проведенных в их честь. Общины африканского происхождения же используют шкуру, сделанные из кожи жертвенного животного.
Более 80% ДНК Y-хромосомы, собранной у членов клана, указывало на гаплогруппы европейского или азиатского происхождения. Это подтвердило утверждения об иностранном происхождении африканских людей.
Подобно многим антропологическим исследованиям, эта работа начинается с интересной истории. В данном случае такой, которая может перестроить обычные представления о национальных, расовых и культурных границах. Вы ведь этого не знали?