Найти в Дзене
Виталий Уткин

ПОКАЯНИЕ. Принцип

Сразу отмечу, что личные грехи не могут быть перенесены на кого-либо, только сам человек может смыть их своим искренним раскаянием.

Именно раскаяние, является главным очистителем души.

Намерение Бога-Отца состоит в том, чтобы сделать нас совершенными, чтобы мы стали достойным пополнением Его Самого. В этом — Его Жизнь, смысл сотворения материальных миров. 

Если же мы не выполняем Его Волю, идем в обратную от Него сторону, то обрекаем себя на страдания. Эти страдания — «награда» за непослушание.

Первое, что мы можем сделать, чтобы избавиться от пороков, — это покаяться.

А как каяться?

В католицизме и русском православии, например, настаивают на том, что каяться можно именно и только перед священником. И что именно через него «отпускаются грехи».

Но истина состоит в том, что никакого «отпущения грехов» не происходит вообще.

Обсуждение проблемы покаяния должно вестись в терминах избавления от пороков, а не выпрашивания прощения. 

Рассмотрим схему самостоятельной покаянной работы.

Стоит бороться не с грехами, а именно с пороками. И это — работа вовсе не на один вечер… 

В процессе выявления в себе пороков и вспоминания конкретных грехов — должно наступать эмоциональное раскаяние.

Но если вы при этом эмоционально страдаете из-за жалости к себе в связи со страхом перед грядущим наказанием — то вы на абсолютно ложном пути.

Сострадать надо не себе, а своим жертвам — всем тем, кому причинили из-за своей порочности боль — физическую или просто эмоциональную. А затем пережить сознанием каждую такую ситуацию заново — но теперь уже верно.

Если можно как-то — хотя бы частично — загладить свою вину перед своими жертвами — это надо обязательно сделать. Если не сделать этого, но просить о прощении у Бога, — нелепо рассчитывать на положительный результат: ведь такое покаяние не выглядит искренним.

Покаянной работе нет и не может быть замены. 

… Подводя итоги, сделаем главный вывод: 

Первым и незаменимым способом избавления себя от грядущего ада является покаяние — отслеживание в себе пороков, вызывающих конкретные этические ошибки /грехи/, а затем раскаяние, основа которого есть сопереживание жертвам своих грехов. Цель покаяния — не выпрашивание прощения, а избавление себя от пороков.

Вторым направлением духовной работы должно стать утончение сознания, которое начинается с корректировки своей эмоциональной сферы: исключения грубых отрицательных эмоций и культивирования тонких положительных.