Найти в Дзене
Adafera

Чтение-это удовольствие?

Чтение – это удовольствие. И не читают наши дети потому, что в школе им навязывают анализ произведений литературы, задают кучу вопросов и ждут правильных ответов… Так ли это? Очень неоднозначная тема, но попробуем разобраться. Никому из родителей не приходит в голову сказать школьнику, что изучение таблицы умножения – это удовольствие, и отвечать её на уроках не нужно, ведь правда? Так формируется отношение к обязательному и не обязательному. Таблицу умножения учить нужно, даты по истории – нужно, виды животных и растений в биологии, формулы в физике, названия в географии – всё это нужно выучить, чтобы освоить школьную программу. А «Войну и мир» читать не обязательно. Она длинная. И определения литературоведения знать не нужно. Это же не таблица умножения, в самом деле. Вот так и приходят ко мне ученики, незнакомые с тем, что лингвистика – это наука, литературоведение – тоже, а чтение должно быть развлечением… Чтение - интеллектуальное занятие. Да. Именно так. И потому оно далеко не
«Нужно уходить с неинтересного фильма, откладывать скучную книгу и не общаться с людьми, которые не дорожат тобой». Так ли это?
«Нужно уходить с неинтересного фильма, откладывать скучную книгу и не общаться с людьми, которые не дорожат тобой». Так ли это?

Чтение – это удовольствие. И не читают наши дети потому, что в школе им навязывают анализ произведений литературы, задают кучу вопросов и ждут правильных ответов… Так ли это?

Очень неоднозначная тема, но попробуем разобраться.

Никому из родителей не приходит в голову сказать школьнику, что изучение таблицы умножения – это удовольствие, и отвечать её на уроках не нужно, ведь правда? Так формируется отношение к обязательному и не обязательному. Таблицу умножения учить нужно, даты по истории – нужно, виды животных и растений в биологии, формулы в физике, названия в географии – всё это нужно выучить, чтобы освоить школьную программу. А «Войну и мир» читать не обязательно. Она длинная. И определения литературоведения знать не нужно. Это же не таблица умножения, в самом деле.

Вот так и приходят ко мне ученики, незнакомые с тем, что лингвистика – это наука, литературоведение – тоже, а чтение должно быть развлечением…

Чтение - интеллектуальное занятие. Да. Именно так. И потому оно далеко не всегда должно быть легким и приятным. И да, это тоже нормально. И не каждое произведение читается легко. Но вам наверняка приходилось сталкиваться с ситуацией, когда сначала книга «не пошла», было трудно, хотелось бросить, но уже к середине она начала раскрываться перед вами, чтобы в конце оставить неизгладимое впечатление и стать одной из любимых.

«Нужно уходить с неинтересного фильма, откладывать скучную книгу и не общаться с людьми, которые не дорожат тобой». Несмотря на кажущуюся справедливость, это утверждение – одно из самых опасных, в нем легко, очень легко обмануться…

Прикладывать усилия для чтения так же необходимо, как учить уроки, делать нужные, но не слишком приятные дела и общаться с разными людьми. Для того, чтобы научиться понимать. Для того, чтобы сформировать свой собственный вкус. Для того, чтобы дать своим мозгам нагрузку…

А как же удовольствие?

Ну, во-первых, удовольствие будет. От того, что у вас получилось что-то понять, осмыслить, осознать. И – кто знает – может, и от самой книги. Во-вторых, как есть дискотеки, а есть танцевальные тренировки. Так же и с чтением. Я люблю детективы Агаты Кристи, да. И Акунина люблю (серию про Фандорина) и иногда книги перечитываю – ради удовольствия. «Трех мушкетеров» в детстве читала столько раз, что и вспомнить трудно. Это – удовольствие.

А вот пару лет назад пришлось мне перечитать «Обломова», потому как я поняла, что подзабыла текст. Не хотелось. Потому что в школе не понравилось совершенно. Первые несколько глав дались легко. Потом было трудно, приходилось пробираться сквозь текст… Но затем… Я будто бы впервые увидела этот роман. И поняла, насколько он современный, актуальный, нужный.

Простите, этот пост из серии «Накипело».

Я хочу лишь сказать, что изучать литературу – такая же необходимость, как изучать математику. Математика развивает одни способности мозга, литература – другие.

Нужно знакомить учеников с понятиями литературоведения, навыками анализа текстов, историей литературы и искусства.

Что дает осознанное чтение? Очень много. Умение понимать основную мысль текста (привет, ЕГЭ), проникать в замысел автора. А кроме того – развивает эмпатию, помогает разобраться в себе и в окружающих. Это ли не нужные навыки?

#литература #егэ литература #чтение