У каждой эпохи есть свой идеал красоты. Вопрос о разнице между красавицей и красавицей не только в длине ног или профиле, а в том, какой посыл несет в себе красота.
Как ни странно, на первый взгляд, но в эпоху Возрождения не очень много изображений обнаженных женщин, в последующие века их будет гораздо больше. Мастера Ренессанса изображали Мадонн чаще, чем Венер. Нагая женская плоть будет царствовать на полотнах барокко.
Но есть две картины, которые считаются идеалами женской красоты эпохи. Это две Венеры, написанные двумя друзьями - Тицианом и Джорджоне. Первой была целомудренная в своей наготе "Спящая Венера" Джорджоне.
Молодая женщина спит на природе, на заднем плане идиллические пейзажи. Если зритель не прочитает подписи, то не поймет, что это Венера. Традиционно Венеру окружали Амур, нимфы, раковины, а здесь только покрывала и пейзаж.
В отличие от канонической Венеры Ботичелли, это дама просто спит, она не прикрыта, её тело главное, что должен увидеть зритель. Красивое и пропорциональное тело заполняет картину и задает ей ритм. Это было ново. Мы не знаем ни имени, ни социального статуса натурщицы, которую написал Джорджоне перед самой своей смертью. Но это не важно ни для нас, ни для современников. Зрителю важно одно - совершенство и пропорциональность женской красоты.
Современники писали, что испытывают ни на что не похожее наслаждение, созерцая красоту, запечатленную ради интереса к ней самой.
Тело, и женское, и мужское в эпоху Возрождения приобретает объем, цвет, становится как будто более тактильным и живым. Врачи того времени описывали его через систему "живительных соков". У красавицы алебастровая грудь, изящные руки, но само тело еще не имеет описания, он просто "хорошее тело", "здоровое тело", этим телом приятно любоваться. Европа не собрала еще словарь для описания телесной красоты в словах и образах.
Вторая Венера - " Венера Урбинская" Тициана. Здесь и Венера занимает меньшее пространство, и за её спиной не идиллические пейзажи, но на современников она произвела шокирующее впечатление. Вписать Венеру в интерьер богатого венецианского дома - это не просто новое слово в искусстве, это скандал.
Это не просто красота ради любования красотой, это земная и живая красота. Это куртизанка, ждущая любовника, пока её служанки заняты своей домашней работой. Венера прекрасная в этой обыденности, она настолько понятная, и в то же время совершенная, что это шокирует. Конечно, писать и ваять Венер с куртизанок - это частая практика, но вот делать это открыто, для этого нужно быть Тицианом.
Красота - это не только пропорции - это еще и посыл, который она несет. А это посыл очень неоднозначен. Хотя, если посмотреть чуть более пристально, не увидим ли мы здесь истоки жанра ню? Вполне возможно.
P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Больше лайков и перепостов - интересных больше статей!