Найти тему
Налоговый эксперт

КС РФ отказал налогоплательщику, не отвечая на поставленные вопросы. Дело ОАО «Институт стекла»

30 сентября 2019 года Конституционный Суд РФ вынес Определение по жалобе ОАО «Институт Стекла», отказав в рассмотрении вопроса о законности включения величины НДС в налоговую базу по налогу на имущество организаций.

8 ноября 2019 года РБК PRO в своем материале подробно рассмотрело вопрос конституционного неравенства относительно того, почему у нас в стране кто-то должен платить налог на имущество с НДС, а кто-то – нет (подробности здесь). Обладая накопленной многолетней экспертизой по налогообложению собственников коммерческой недвижимости, а также как представитель истца, предлагаю более подробно рассмотреть законодательные пробелы в НК РФ по вопросу включения НДС в кадастровую стоимость недвижимости на примере этого дела.

Проблема включения/невключения НДС в кадастровую стоимость уже давно волнует большое количество собственников коммерческой недвижимости, но до сих пор в этом вопросе не поставлена точка. Некоторые считают, что Коллегия по административным делам ВС РФ уже разобралась в этом вопросе, предписала судам исключать НДС из кадастровой стоимости в ходе рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости и тем самым решила проблему, но это не так. И вот почему.

Во-первых, позиция СКАД ВС РФ, сформированная на сегодняшний день, представляется весьма уязвимой. Если обратиться непосредственно к судебным актам, то мы увидим, что под выводы о необходимости исключения из кадастровой стоимости НДС не подведена нормативная основа. Это связано с тем, что таких норм права не существует. В данном случае можно было бы говорить об устранении судом пробела в законодательстве, если бы этот вопрос не был детально разрешен в судебной практике СКЭС ВС РФ, основанной на выводах ВАС РФ, сформированных много лет назад.

Речь идет о том, что в делах об оспаривании кадастровой стоимости суть процедуры сводится к установлению кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости. Причем кадастровая стоимость устанавливается в размере рыночной с точностью до копейки (цифра из отчета оценщика или заключения судебного эксперта перекочевывает в судебный акт без изменений). Соответственно, выводы СКАД ВС РФ сводятся к тому, чтобы суды не принимали решения на основании отчетов/заключений о рыночной стоимости, которая включает в себя НДС. Именно этот вывод входит в противоречие с нормативным регулированием оценочной деятельности и судебной правоприменительной практикой. Рыночная стоимость (согласно ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 № 135-ФЗ) – это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден (ст. 3 ФЗ № 135-ФЗ); она признается рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки (ст. 12 ФЗ № 135-ФЗ). То есть рыночная стоимость – это величина, которая переносится из отчета в договор без изменений и становится ценой сделки.

Учитывая, что НДС не выступает частью стоимости предмета сделки и конструкционно является «надбавкой к нему» (ст. 168 НК РФ), по вопросу структуры цены сделки и рыночной стоимости предмета сделки в контексте цены сделки арбитражными судами, ВАС РФ и СКЭС ВС РФ уже давно и неоднократно провозглашалась «презумпция наличия НДС в цене договора» (из недавних примеров можно привести информационное письмо ФНС России от 07.05.2019 № СА-4-7/8614 и п. 30 Обзора судебной практики ВС № 1, утв. Президиумом ВС 24.04.2019).

В такой ситуации СКАД ВС РФ, призывая суды отклонять отчеты о рыночной стоимости, включающие в стоимость НДС (что полностью соответствует ст. 3, 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ») и понуждать оценщиков плодить отчеты о стоимости, которая в себя НДС не включает (по сути, это уже не рыночная, а иная, не поименованная законом, стоимость), тем самым предписывает оценщикам нарушать закон, а судам – стимулировать такие нарушения.

Во-вторых, встает вопрос о том, что делать правообладателям недвижимости, которые не планировали оспаривать кадастровую стоимость принадлежащих им объектов, т. к. она близка к рыночной стоимости, но тем не менее не согласны платить налог с величины НДС, включенной в кадастровую стоимость. Если исходить из логики определения КС РФ, всем им надлежало обратиться в суд. То есть потратить деньги и время на: (1) подготовку отчета об оценке; (2) обращение с заявлением в Комиссию (в спорном периоде досудебный порядок был для ЮЛ обязательным); (3) судебные издержки; (4) и скорее всего (в 99% случаев) – судебно-оценочную экспертизу. Процедура оспаривания кадастровой стоимости в г. Москве занимает от 7 месяцев до года, и ее стоимость начинается от 150 000 рублей.

Учитывая, что величина НДС включена в кадастровую стоимость абсолютно всех зданий/помещений, находящихся на территории г. Москвы (это следует и из отчета об определении кадастровой стоимости, и из иных доказательств, приобщенных к материалам дела), правообладатели более 20 000 объектов недвижимости могут устранить нарушение своих прав и законных интересов и восстановить законность только при условии оплаты услуг как минимум оценщика. И тогда, через год, собственник сможет перестать платить «налог на налог», установленный органами власти (почему закон предоставляет им такую возможность см. ниже). Получается, что в данном случае, в контексте исключения НДС из налоговой базы институт оспаривания кадастровой стоимости для всех собственников недвижимости в г. Москве превращается в своеобразную «плату за защиту». Которая, стоит заметить, может «не сработать», если СКАД изменит свою позицию. И избежать ее не получится, учитывая, что именно в рамках налогового спора суды отказывают собственнику в защите, ссылаясь на то, что он не внес «плату за защиту», не оспорил кадастровую стоимость. Абсурдность ситуации добавляет то обстоятельство, что в рамках рассмотрения налогового спора ни налоговые органы, ни суды не ставят под вопрос включения НДС в налоговую базу.

Ознакомиться с полной версией статьи можно тут.