Начало 60-х прошлого века... Страна уже оправилась от войны и готовится к празднованию 20-летия победы над фашистской Германией и другой памятной дате - 150-летию Бородинской битвы. На тот момент уже было две экранизации романа Льва Толстого. Предыдущий отечественный фильм "Война и мир" вышел в 1915 году, а в 1956 году была снята американская версия.
Не все знают, но претендентом на режиссёрское кресло был и популярный Иван Пырьев, снявший комедии "Свинарка и пастух", "Трактористы", "Кубанские казаки". Сергей Бондарчук на тот момент получил известность благодаря фильму "Судьба человека". Результат противостояния двух знаменитостей мы увидели на экране в 1966 году.
География съемок была весьма обширна. Фильм снимали в Москве и области (под Волоколамском), в Ясной Поляне, под Дорогобужем (Смоленская область), в Мукачево (Закарпатье). Также съемки проходили в нашей, Калининской области, в Мухино Городище, недалеко от Путиловских военных лагерей. Здесь снимали приезд нового главнокомандующего Кутузова. Его сыграл ректор Щукинского театрального училища Борис Захава. https://rg.ru/2016/03/16/kak-snimali-film-vojna-i-mir.html
Тут же были запечатлены кадры боя. На берегу ручья построили сараи, которые потом очень эффектно горели. Солдат с обеих сторон играли воины Калининского гарнизона.
Мой папа был на тот момент майором, начальником штаба батальона одной из мотострелковых частей в Калинине. Я еще не ходил в школу, и он меня частенько брал посмотреть процесс "как делают кино". Было еще несколько пацанов, сыновей офицеров, которым так же как и мне повезло увидеть воочию съемочный процесс.
Солдаты в основном были безусыми, для солидности им их наклеивали гримёры. Часть усов попала и в наши мальчишеские руки. Не долго думая, мы, с помощью обычного канцелярского клея, налепили гордость гусаров себе под носы. Результат не заставил себя долго ждать - сопли, распухшие носы и раздражение, которое несколько дней не сходило с лица.
Был я и на съемках в Москве, где мне посчастливилось познакомиться с Сергеем Фёдоровичем Бондарчуком. Одна из киноплощадок находилась недалеко от дома, где жили мои дед и бабушка, на улице Малая Никитская д.12. (Усадьба Долгоруких-Бобринских, а в фильме - Дом Ростовых.) Для достоверности на крышу установили дополнительно муляжи труб. https://www.wikiwand.com/ru/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_%D0%B8_%D0%BC%D0%B8%D1%80_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_1967)
Незадолго до этого дедушка подарил мне черепашку, которую я постоянно таскал с собой. Взял её и на съемочную площадку.
Папа стоял в сторонке и руководил солдатами, а меня подозвал Сергей Федорович. Мы познакомились, и он поинтересовался моей питомицей. Я дал ему в руки - посмотреть, а черепаха (видно с перепугу) обдала знаменитого режиссера жидкой струёй... Бондарчук выронил черепашку, я в слёзы - ей же больно! Чтобы как-то меня утешить, Сергей Фёдорович дал команду покатать меня на настоящей карете. Я катаюсь, разглядываю шелковую обивку внутри экипажа, кино снимают... Про меня забыли. В самый неудачный момент моя голова в соломенной фуражечке (головной убор явно не вписывался в эпоху) выглянула наружу - дубль испорчен...
Вот так меня сначала сняли в кино, а потом "сняли" и с кареты. Конечно, простили, но приставили солдатика, дабы я опять не влез куда-нибудь, дополнив своим присутствием легендарную киноэпопею.
В перерывах на обед вместе с массовкой я уплетал горячую, с дымком, из солдатской полевой кухни пшенную кашу (дома бы палкой не заставили). Съемки шли... Я любовался съемочным процессом и колесил с папой по местам развертывания событий. Было жутко интересно!
Случались очень смешные и интересные моменты. Несмотря на то, что на фильм были потрачены громадные средства, кое-чего из реквизита не хватало. К примеру, многие части войск носили белые "лосиные" брюки, которые перед надеванием смачивались и сохли уже на людях. Для съемок на задних планах баталий, солдаты вместо них натягивали обычные армейские белые кальсоны с завязками внизу штанин, которые стирать не успевали и натирали (как и полторы сотни лет назад) мелом.
На снимке ниже мой папа на фоне знаменитого дуба. Исполин неоднократно упоминается в романе: "На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками..." https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1409-opisanie-i-harakteristika-duba-voyna-i-mir.html
Интересно, что дуб был откуда-то специально привезён. На фотографии как раз момент его монтажа на съемочной площадке.
Забавно было наблюдать за лошадьми. Меня всегда беспокоили кадры с погибшими животными на полях сражения. Оказывается, чтобы кони лежали, им давали (в прямом смысле) лошадиные дозы снотворного. Очнувшись, они долго потом ходили, покачиваясь из стороны в сторону по съемочной площадке, словно пьяные.
"Война и мир" Бондарчука стала триумфом советского кинематографа. Его представили практически на всех крупнейших международных кинофестивалях, в том числе, на внеконкурсном показе в Каннах.
Фильм смотрели в кинотеатре "Россия" всей семьёй, кадры с каретой промелькнули за секунды (жаль, что уже без моего участия).
Мне повезло увидеть знаменитых актеров и закулисную сторону кинематографа.
На последнем фото папа уже в форме старшего генерал-адъютанта, а в жизни, на момент съёмок - подполковник, командир батальона. Папы давно нет, режиссера Сергея Бондарчука тоже... В память о незабываемых моментах остались предоставленные в публикации несколько фотографии из семейного фотоальбома.