Представленный кабмином в парламент проект республиканского бюджета активно обсуждается в социальных сетях. Присутствует дискуссия о бюджетных приоритетах исполнительной власти региона и на информационной ленте 19rus.info.
Сегодня своим мнением о главной финансовой смете на предстоящий год поделился уполномоченный по защите прав предпринимателей Хакасии Василий Кудашкин:
"Всем известно, что бюджет - это имеющий силу закона главный экономический документ. В бюджетной росписи присутствует финансирование, направленное на достижение заявленных целей. Вместе с тем для проекта бюджета на 2020 год это характерно лишь отчасти.
Прекрасно понимаю всю сложность формирования бюджета: следует неукоснительно соблюдать достигнутые компромиссы и в полном объеме обеспечить финансирование защищенных статей. Тем не менее в который раз обращаю внимание на первооснову благополучия – собственное производство товаров и услуг, налогооблагаемую базу, наличие местных налогоплательщиков.
В качестве положительных примеров отмечу подходы к финансированию развития агропромышленного комплекса и туризма. Поддержка различных проектов АПК в сумме более 836 млн рублей больше любых других в разы или даже на порядок.
Впервые значительные суммы заложены министерством культуры на развитие туризма. Вместе с тем недоумение вызывают такие направления финансирования, как «Организация, координация туристской деятельности, продвижение туристского продукта» - более 10 млн рублей. Интересно, как будет исполнять эту координирующую функцию теперь уже Минэкономразвития, которому только что переподчинили туризм?
Еще один «плюс» - наличие средств на образовательные мероприятия. Подобный подход у Госкомитета по цифровому развитию и связи: строка «Кадры для цифровой экономики».
Стоит отметить: туризм и сельское хозяйство показывают бюджетную эффективность не сразу, опосредованно, но эффективно способствуют занятости населения и социальной защищенности, развитию перерабатывающих отраслей.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства также заботится о своих подопечных перевозчиках пассажиров.
Радуют средства министерства образования и науки, предназначенные на поддержку инноваций. Пусть небольшие суммы, но как говорится «Лиха беда начало».
Однако главный координатор всех инвестиционных процессов, «идеолог» программ роста - Министерство экономического развития Хакасии, видимо, понадеялось на федеральные средства национального проекта «Развитие МСП и индивидуальной предпринимательской инициативы». В 2019 году республика получила примерно 200 млн рублей, такая же сумма ожидается в 2020 году. В то же время собственной программы у нас как не было, так и нет. Полагаю, такой подход самого министерства и подведомственного ему Фонда развития Хакасии не позволит достичь целей, заложенных в Стратегии социально-экономического развития республики.
Из 37 млн рублей, предусмотренных госпрограммой «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности РХ», все средства пойдут на «центральный аппарат»?
В этой связи стоит обратить внимание на объем финансирования подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в РХ». Что можно сделать для развитии МСП на 776 тысяч рублей в год?
На порядок меньше средств заложено в бюджете на популяризацию предпринимательства - 21 тыс. рублей. И какой эффект следует ожидать от такой суммы бюджетных ассигнований?
И совсем уж нерадостная картина возникает при анализе сумм поддержки проектов муниципальных образований. Иначе как «символическими» их не назовешь. Стоит предположить: значит, развитие малого и среднего предпринимательства в некоторых городах и районах будет соответствующим.
Откровенно огорчает и прогнозная динамика численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства, равно как и прогноз роста субъектов хозяйственной деятельности откровенно огорчают. По состоянию на 10 ноября текущего года, согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в Хакасии 16 071 микропредприятие. В прогнозе почему-то значится цифра приблизительно в три раза меньше:
Среднесписочная численность работников в секторе МСП республики 39 066 человек, неужели планируется сократить до 23 тысяч?
Из этого следуют неутешительные выводы: в проект бюджета на 2020 год заложен комплексный подход к экономическому развитию, но не прослеживается ярко выраженное финансирование приоритетных отраслей – «локомотивов» роста.
Кроме того, не совсем понятно, каким образом государственные инвестиции будут способствовать росту собственных доходов бюджета республики и муниципальных образований.
Остается, к сожалению, не урегулированным еще один крайне важный вопрос. В ходе обсуждения параметров бюджета было высказано предложение: предусмотреть финансирование выплат просроченной задолженности по исполненным муниципальным и государственным контрактам. Будет ли это исполнено?»