Гюнтер Шли и доктор наук Брайан Кэмпбелл являются лишь двумя из примерно 15 участников исследовательской сети под эгидой Общества Макса Планка.
Под заголовком "Конвивенсия. Иберийско-глобальная динамика 500 - 1750" они проводят исследования совместно с учеными из Института истории науки Макса Планка в Берлине и Института европейской истории права во Франкфурте-на-Майне и Института истории искусств во Флоренции, которые также являются членами Общества Макса Планка.
Эпоха единства.
В историографии, особенно в испанском языке, Конвивенсия означает гораздо больше: эпоха, когда большая часть Пиренейского полуострова находилась под властью мусульман и стала называться "аль-Андалусом".
В 711 году берберско-мусульманский полководец Тарик Ибн Зияд взял под свой контроль тогдашнюю вестготскую империю, пересекая Средиземноморье.
С ее помощью он установил отправную точку для времени, когда сначала халифат, а затем и многочисленные первые мусульманские королевства правили полуостровом, который в ходе так называемой Реконкисты все чаще попадал под христианское правление.
Помимо христиан и мусульман, в этом районе также проживала большая группа иудеев. Изгнание последних мусульман, многие из которых давно уже обратились в христианство, началось в 1614 г.
Только после Реконкисты 1492 г. христиане вновь обрели всю свою власть и хотели видеть страну под своими силами.
Конец эпохи духовного, культурного и экономического расцвета Испании.
Кордова, столица Халифской империи, была третьим по величине городом в мире в X веке, известным искусством и ремеслами, а также поэзией и философией.
Одной из самых популярных историй из "Андалуса" является дискуссия об Аристотеле и древнегреческой философии со стороны мусульманских философов. Прежде всего мыслителя Ибн-Руша, более известного в Европе под латинским названием Аверроэс.
Даже в золотой век мир был хрупким.
С одной стороны, идея золотого века толерантности сохраняется.
И есть свидетельства того, что существовало ощущение общности религий, кстати, и на общих фестивалях.
С другой стороны, не может быть и речи об эквивалентности:
вновь и вновь возникали конфликты, а также религиозно мотивированные преследования - вплоть до смерти - около 1066 года еврейского населения Гранады.
Гюнтер Шли, директор Института этнологических исследований им. Макса Планка в Галле, говорит об эпохе "относительного мира со взлетами и падениями", но без почти одинаковых прав:
"Общество того времени нельзя рассматривать с точки зрения современного принципа равенства", - говорит Шли.
Они собирали с них налоги, давали им четкую роль.
Например, в определении того, какие профессии им разрешено выполнять, а взамен гарантировали определенную степень защиты",
- поясняет ученый.
Религии измеряли себя в спорах.
Американский историк Дэвид Ниренберг работает в качестве внешнего ученого. Его работа "Общины насилия".
Уже в 1996 году он был пионером в сосуществовании Пиренейского полуострова и преследовал меньшинства в средние века.
Грубо говоря, насильственные конфликты Ниренберг рассматривает как системные компоненты конвивенсии - как часть процесса, позволяющего вновь обрести социальную стабильность и мирное сосуществование.
В Берлинском Институте истории науки Макса Планка историки задают вопросы о путях распространения знаний.
"Нас интересует, как идеи передаются от одной человеческой общины к другой, будь то между обществами, с течением времени, от академических или религиозных элит к населению в целом",
- объясняет Елена Серрано, которая координирует весь проект вместе со своей исторической работой.
Примером может служить работа ее коллеги Хельге Вендт, которая посвящена трудам коренных народов XVI и XVII веков в Мексике и Перу и рассказывает о том, как они записывали и передавали свои убеждения, которые подвергались давлению во время колонизации.
Арабист Моника Коломинас проводит в Берлине исследование так называемой полемики, в рамках которого этот термин имеет мало общего с общепринятым пониманием термина "полемика".
Этот термин относится к документам, в которых различные - и конкурирующие - религиозные общины фиксируют свои аргументы и с которыми они также вступают в контакт.
Конкретно исследователь рассматривает традиции мусульманских мудежаров, начиная с 1500 года, когда Пиренейский полуостров вновь полностью находился под христианским владычеством.
Обмен мнениями между христианами, иудеями и мусульманами в средневековье был уже достаточно распространен:
"От Багдада до Барселоны последователи различных религий собирались под властью как мусульман, так и христиан для публичных споров", - рассказывает Коломинас.
Все готовились к таким мероприятиям - которые порой носили характер арены - со сложными текстами:
"Ведь все хотели выглядеть как можно лучше или как победители".