До нас дошло не так много сведений о ней - странной женщине с горькой судьбой, которая кажется мне очень красивой, а современникам - наоборот.* Пара-тройка изображений, несколько романтизированная биография, и официальные документы - заявления, показания, обращения...
Её лицо выделяется среди лиц других "первомартовцев" - каких-то неброских и незапоминающихся. Выделялось оно, может быть, еще тогда, в 1877, когда состоялся "процесс пятидесяти" - суд по политическому делу над революционерами-народниками, под впечатлением от которого Яков Полонский написал стихотворение "Узница".
1 марта 1881 года в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского (ныне - Грибоедовский) канала прогремели один за другим два взрыва. Первым были смертельно ранены казак из охраны Александр Малеичев и Коля Захаров, мальчишка-посыльный, остановившийся поглазеть на царский проезд. Вторым - император Александр II.
"Метальщиков" и их пособников, принадлежащих к политической организации "Народная воля", взяли быстро. Николай Рысаков, бросивший первую бомбу, сдал своих товарищей - Софью Перовскую, Николая Кибальчича, Тимофея Михайлова и остальных. Тех, кого не взяли еще раньше, как, например, Андрея Желябова, арестованного за 2 дня до страшных событий.
Среди арестованных по доносу Рысакова была и она - Геся Гельфман. Ей было 26 лет.
Жизнь не слишком благоволила к Гесе.
Родилась она в 1855, в состоятельной еврейской семье с патриархальным укладом. Ее мать рано умерла и воспитывалась она мачехой, не любившей слишком самостоятельную девчушку.
Едва Гесе исполнилось 16, как отец нашел жениха - толкователя талмуда, что было весьма почетно, но гарантировало жизнь в соответствии с суровыми религиозными требованиями и полное подчинение мужу, при том, что обеспечение семьи целиком ложилось на плечи жены.**
И тогда Геся, не побоявшись навлечь родительское проклятие и остаться без помощи и поддержки, сбежала.
С тех пор ей пришлось рассчитывать только на себя. Чтобы заработать, она начала шить - брала работу на дом, подряжалась к портнихам...Поступила на акушерские курсы. В то время она и увлеклась социалистическими идеями.
В 1875 ее, двадцатилетнюю девочку, впервые арестовали - осудили в 1877, во время "процесса пятидесяти". Тогда же и появилось стихотворение Полонского отчасти предсказавшее её горькую судьбу.
Сначала тюрьмы, потом принудительные работы. Отпустят её только в 1879, спустя четыре года после ареста. Потом - участие в "Народной воле", затем - в подготовке убийства императора. Как и пять других, она была приговорена к повешению. Но приговор отсрочили - Геся носила ребенка.
12 октября 1881 года в Петропавловской крепости родилась девочка. Девочка без имени, занесенная в официальные документы как "ребенок А-824". Роды у Геси проходили тяжело, практически без медицинской помощи. А 25 января 1882 ребенка забрали.
1 февраля, спустя 11 месяцев после приговора и 3 месяца после родов, Геся умерла от воспаления, вызванного послеродовыми осложнениями.
Страшная, очень страшная судьба выпала этой молодой красивой девушке с тяжелыми темными волосами.
* Как я уже говорила, красоту я и ее современники явно понимаем по-разному: "Это была некрасивая смуглянка, с неправильными и даже несколько грубоватыми чертами лица. Роскошь черных густых волос придавала оригинальность ее оживленной и подвижной физиономии. В черных, как смоль глазах, светился восприимчивый ум и доброта"**.
** Иохельсон В. Биографический очерк: Геся Мировна Гельфман. // Былое. 1918 г.
- Спасибо за прочтение. Я обязательно напишу о чем-нибудь еще - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу, можно прочитать другие мои статьи: