Исторически сложилось так, что женское тело считалось физически слабым и патологичным. Например, женщины в рекламе часто изображаются в ситуациях, которые считались бы недостойными для мужчины. В основном, предпочтение отдается только одному типу фигуры – хрупкому и женственному. Тем не менее, сегодня наблюдаются новые явления, например, появился новый жанр рекламы, в которой подчеркивается физическая подготовка подчеркивает физическую силу и возможности женщин, а также их сексуальность и женственность. Можно утверждать, что эти новые ролики направлены на установление баланса между женским атлетизмом и сексуальностью, оставляя вопрос о расширении прав и возможностей на усмотрение зрителя. Но если мы обратим свой взор на традиционную научную фантастику, то картина будет печальной: женское тело всегда преподносится отрицательно. Женщины пассивны, послушны и самоотверженны.
Что изменилось в постмодернистской научной фантастике?
С одной стороны, постмодернистская теория утверждает, что женщины становятся "другими" (понятие, бросающее вызов денотативной стабильности человеческой идентичности). С помощью этой теории может исчезнуть даже особая эротическая природа женского тела. Но, с другой стороны, если посмотреть на изображения женщин-роботов в постмодернистских фильмах, мультфильмах, комиксах, телешоу и видеоиграх, то их часто изображают в кожаной одежде, одежде из металла, с большой грудью, длинными волосами и тонкой талией.
Возникает ряд вопросов: если женское тело на протяжении тысячелетий постоянно присутствует во всех произведениях мировой культуры, то, как его реконструирует научная фантастика, поскольку, как мы все знаем, — это литература с бесконечными возможностями. Стало ли женское тело непослушным, неконтролируемым, поскольку женщины в научной фантастике всегда изображаются напористыми, сильными и знающими, что они делают, но в то же время бесчувственными? Или, как утверждает киборг-феминистка Анна Бальзамо, "тело в области высоких технологий по-прежнему гендерно ориентировано" и все еще находится под контролем и структурировано в соответствии с подчиненностью женщин? Является ли материальное женское тело устаревшим куском мяса, подлежащим отбрасыванию, или оно все еще имеет значение? Какую роль во всем этом играют технологии?
Феминизм до сих пор является открытой темой. Феминистическую литературную критику трудно обобщить в целом. Кто считается женщиной? Какова личность женщины? Эти вопросы обсуждались в течение длительного времени.
Согласно классическим эссенциалистическим представлениям, традиционная или нормальная сексуальность (гетеросексуальность) является естественным результатом гендерных различий, которые совпадают с сексуальными различиями: мужчины являются и должны быть мужчинами, женщины являются и должны быть женственными, а не только женщинами.
За прошедшие годы американский феминизм перешел от вопросов пола к гендерным проблемам, т.е. в большей степени сосредоточился на социальных, чем на чисто биологических. Например, конструктивизм подсказывает нам, что прежде всего "мужественность" и "женственность" — это результат культуры и идеологии, а не биологии. Мужчины и женщины — это касты, а не только половые принадлежности. Для конструктивистских феминисток, таких как Симона де Бовуар, "ты не рождаешься женщиной: ты становишься одной", а сексуальная символика, которая окружает обоих полов, является конструкцией.
Женское тело по-прежнему находится в центре внимания различных и разноплановых школ феминистской критики. Киборгские феминистки, такие как Донна Харауэй, подрывают веру в основополагающее единство и понимают, что женщина — это очень сложный термин. Понятие женщины неуловимое: "В наше время женщина распадается на женщин". Бальзамо отмечает, что "женское тело не является по существу неизменным, заданным по своей природе биологическим существом, а, скорее, символически построено в рамках различных культурных дискурсов и исторических связей".
В киберпространстве женское тело все еще имеет значение, но естественное тело принимает вторую форму -"технологически произведенный симулякр" - киборгское тело.
Что такое киборг? "Киборг — это кибернетический организм, гибрид машины и организма, существо социальной реальности, а также фантастическое существо". По мнению Харауэй, шансы в постмодернистской культуре имеют только киборгские тела. Итак, когда мы смотрим на женское тело в научном поле, нам нужно отказаться от романтических представлений о материальном естественном теле.
Нейромант
Когда «Нейромант» Уильяма Гибсона впервые был опубликован в 1984 году, это произвело сенсацию. Сюжет о Нейроманте выглядит примерно так: главный герой, двадцатичетырехлетний классический нелегальный хакер, работал "вором, который работал на других, более состоятельных воров, работодателей, которые предоставляли экзотическое программное обеспечение, необходимое для проникновения в яркие стены корпоративных систем, открывая окна в богатые области данных". Дело провалилось, в результате чего он не смог проникнуть в киберпространство. Он был завербован и исцелен Корто, который хочет, чтобы он украл цифровую копию ныне мертвого ковбойского учителя Кейса, МакКоя Поули, и с помощью Поли, взломать корпоративную/семейную компьютерную матрицу. Корто, бывший офицер армии по имени Армитаж, находится под контролем искусственного интеллекта (ИИ) по имени Уинтермьют. Уинтермьют хочет слиться с другим человеком, Нейромантом. Кейс, главная героиня фильма - Молли, Питер Ривьера и Армитаж / Корто, в конце концов, сумели предотвратить слияние и превращение Уинтермьют и Нейроманта в высшую форму интеллекта.
Виртуальная реальность находится в центре внимания научной фантастики. Фактически, персонажи книги - Уинтермьют, Нейромант, Маккой Поули, Кейс, Молли, Финн и, наконец, сама матрица — это все существа, которые в той или иной степени живут в машине, в киберпространстве.
Кейс рассматривает его тело как чужеродное существо, с которым он не дружит - он описывает тело как "мясо". Оказавшись в ловушке физического тела, Кейс чувствует себя втянутым в "мясной" уровень проекцией Линды Ли. Он также называет девушку в своем кабинете "мясной куклой".
Главная героиня - Молли, киборг. Что она за человек? В чем ее функция? Она – самурай улиц. Самураи возникли как верные защитники феодалов во времена правления Камакуры, но, когда в Японии начались беспорядки, многие из них бродили по стране как "наемные мечи". Она также "работающая девушка", проститутка, хотя, когда Молли использует этот термин вначале, она говорит о готовности работать уличным самураем для любого.
Молли играет большую роль в романе. Только взломая тело Молли, Кейс может взломать матрицу. Молли ведет себя мужественно, так как она борется и убивает в книге. Она также представлена как активная, доминирующая, высококвалифицированная и - самое главное - лучше информированная, чем Кейс. Она даже обладает характеристиками, более мужскими, чем женскими, и является экстраполяцией "жесткой дамы" криминальной фантастики.
Ее физическая сила (и эмоциональная также) в значительной степени обусловлена ее оснащенностью, имплантированным в нее оружием. Она была технологически модифицирована. Глаза — это зеркало души. Характерный имплантат Молли - глаза – играет важную функцию в романе. Они недоступны, спрятаны за очками, замаскированы и непостижимы, но она может видеть других. Это защищает ее от вторжений: на самом деле, Кейс никогда по-настоящему не узнает ее, и Питер Ривьера также в ярости из-за ее непостижимости. Ногти Молли убираются, сделаны из стали. Быть одновременно и женщиной, и сильной неявно нарушает традиционные правила женской идентичности.
Но, хотя Молли изображается как сильная и независимая женщина, сексуализация пола и женского тела является общей темой этого романа. Молли сексуализирована. Она сильная, но все же остается очень сексуальной. Считается, что она носит обтягивающую, облегающую одежду, чтобы лишний раз подчеркнуть свою сексуальность. Разве самураи носили бы в обтягивающих кожаных штанах? Впостмодернистских киберпанк-нарративах, настоящими героями остаются мужчины.
Окончание книги подразумевает, что авторы мужского пола или доминирующая аудитория научной фантастики (или это было только в 1984 году?) хотят, чтобы такие женщины как Молли создали красивую историю со своими героями и покинули их. Научная фантастика была написана в основном мужчинами для читателей мужского пола. Большая часть новой научной фантастики, написанной мужчинами, при всем своем новаторстве и разрушении границ, которые она продвигает, остается застрявшей в маскулинном конструкте.
Да, Молли играет мощную роль в романе. Тем не менее, она не похожа на стереотипных главных героев-мужчин. Вместо этого ее изображают сексуально агрессивной и дразнящей - качества многим мужчинам кажутся сексуально привлекательными. И на самом деле, ее сила в основном в сексуальном влечении.
Такие смертоносные убийцы-женщины являются опорой постмодернистской фантастической литературы и кино. Эти жестокие дамы не олицетворяют собой женское освобождение, но они пользуются большой популярностью у читателей мужского пола, а также у писателей мужского пола. Таким образом, хотя расширение прав и возможностей женщин, несомненно, является главной темой романа, женские персонажи все еще гендерно ориентированы и созданы в соответствии с общепринятыми социальными нормами.
Тем не менее, роман «Нейромант» исторически значителен, один из лучших в своем роде. Гибсон устанавил новый стандарт для научной прозы. Из этой книги родилось много идей для современных научно-фантастических фильмов. Это, безусловно, фундаментальная книга.