Полуимена в России использовались для обозначения государственных преступников и в челобитных к представителю высшего сословия. Домашними именами были прозвища.
Начнем с полуимени. В течение 16-18 столетий в обращениях к вышестоящим лицам необходимо было себя самоуничижать и писать полуимя: Гришка, Петрушка, Ивашка или Иванец, Стенька, Тишка и т.д. При этом добавляя слово «холоп». Например, холоп Митька челом бьет и это мог быть боярин, который обращался к царю.
Так, Иван Грозный, когда усадил на престол вместо себя татарина Симеона Бекбулатовича, подписывался Иванцом Васильевым. У священников в полуимени был другой суффикс –ище, например, Петрище.
Также полуименем называли преступников: Стенька Разин, Гришка Отрепьев (Лжедмитрий) и Емелька Пугачев.
Но в 1702 году Петр I запретил использовать в официальных документах полуимя и домашние имена (прозвища), а также заменил обращение холоп на нижайший раб, что не считалось унизительным (сравнить - раб Божий), позднее Екатерина II заменит на подданный. Поскольку полуимя – это принижение человека, хотя вряд ли об этом думал Петр, скорее об унификации.
Хотя полуимена остались в обращении и употреблении: все крепостных звали полуименами (Гришка, Петрушка, Фролка), хотя не только.
А вот прозвища (домашние имена), которые были ещё в дохристианской Руси ушли из употребления. Например, Сивый, Нечай, Ждан, Первак и т.д. Однако они впоследствии стали основой для фамилий.