Найти в Дзене

Контрапункт жив!

Слышали когда-нибудь страшное слово "контрапункт"? Это приём из классической музыки — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодий. Сверхчеловечески хороши в контрапункте были старые композиторы, да и потом его очень уважали. Понятие контрапункта даже вошло в литературу — когда несколько событий в истории происходят одновременно, это тоже называется контрапунктом. Но современный слушатель, даже меломан, уже очень плохо слышит контрапункт в музыке. Почему? Дело в том, что в основе нашего слухового опыта — популярные песни. Они могут быть многоголосными, но мелодия в них единовременно звучит только одна. Во времена расцвета классики слуховой опыт был другим. Люди слышали несколько мелодий одновременно и на самом деле могли их отслеживать. Поэтому композиторы обычно один-два раза "показывали" свои мелодии по отдельности, а потом соединяли их в контрапункте. А доклассические композиторы порой даже об этом не заботились и вводили новые мелодии сразу по две. Чтобы расслышат

Слышали когда-нибудь страшное слово "контрапункт"?

Это приём из классической музыки — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодий. Сверхчеловечески хороши в контрапункте были старые композиторы, да и потом его очень уважали. Понятие контрапункта даже вошло в литературу — когда несколько событий в истории происходят одновременно, это тоже называется контрапунктом.

Но современный слушатель, даже меломан, уже очень плохо слышит контрапункт в музыке.

Почему?

Дело в том, что в основе нашего слухового опыта — популярные песни. Они могут быть многоголосными, но мелодия в них единовременно звучит только одна. Во времена расцвета классики слуховой опыт был другим. Люди слышали несколько мелодий одновременно и на самом деле могли их отслеживать. Поэтому композиторы обычно один-два раза "показывали" свои мелодии по отдельности, а потом соединяли их в контрапункте. А доклассические композиторы порой даже об этом не заботились и вводили новые мелодии сразу по две.

Чтобы расслышать контрапункт на уроках музыки, когда музыкальное произведение не просто слушают, а изучают, приходится сначала по отдельности послушать и запомнить мелодии. А потом изрядно напрячься, следя за их переплетением!

А как слышали контрапункт слушатели прежних веков? Можем ли мы это понять и ощутить сейчас?

Мёртвый музыковед нашёл прекрасный трек, в котором контрапункт сможет услышать каждый, и услышать именно так.

Это контрапункт двух известнейших мелодий: "Щедрик" Николая Леонтовича ("Carol of the Bells") и Той Самой Темы Рамина Джавади, С Которой Он Войдёт в Историю.

Обе эти темы очень хорошо знакомы современному слушателю (а по крайней мере одна из них — так просто навязла в ушах). Поэтому их соединение в контрапункте действительно можно расслышать полностью.

Любопытное ощущение, не правда ли?

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!