Найти в Дзене

Доводы рассудка

Последний роман, написанный автором романа «Гордость и предрассудки, разум и чувства» и «Эммой», был впервые опубликован в 1818 году, через год после смерти Остина в возрасте 41 года. И все же, несмотря на то, что в этой книге кроется тоскливая тень, возможно, из-за слабого здоровья ее автора, она остается как и все ее романы романтической комедией: романтической, потому что ни одна тема не опиралась на ее опыт больше, чем общество хорошо воспитанных и состоятельных мужчин и женщин, пытающихся поймать жен и мужей; комедийной, поскольку она не могла долго жить на эту тему без иронического смеха. Анна Эллиот, средняя из трех дочерей отвратительно тщеславного и кровожадного сэра Уолтера Эллиота, пережила полный расцвет своей красоты, а также любую реалистичную надежду найти себе мужа. Сэр Уолтер сравнялся в гордости только со своей старшей дочерью Элизабет, которая забывает о том, что ее лучшая подруга «рыбачит», чтобы стать следующей леди Эллиот. Младшая сестра Мэри вышла замуж за богато

Последний роман, написанный автором романа «Гордость и предрассудки, разум и чувства» и «Эммой», был впервые опубликован в 1818 году, через год после смерти Остина в возрасте 41 года. И все же, несмотря на то, что в этой книге кроется тоскливая тень, возможно, из-за слабого здоровья ее автора, она остается как и все ее романы романтической комедией: романтической, потому что ни одна тема не опиралась на ее опыт больше, чем общество хорошо воспитанных и состоятельных мужчин и женщин, пытающихся поймать жен и мужей; комедийной, поскольку она не могла долго жить на эту тему без иронического смеха.

Анна Эллиот, средняя из трех дочерей отвратительно тщеславного и кровожадного сэра Уолтера Эллиота, пережила полный расцвет своей красоты, а также любую реалистичную надежду найти себе мужа. Сэр Уолтер сравнялся в гордости только со своей старшей дочерью Элизабет, которая забывает о том, что ее лучшая подруга «рыбачит», чтобы стать следующей леди Эллиот. Младшая сестра Мэри вышла замуж за богатого джентльмена, но она не может выдержать того, чтобы уступать кому-либо, даже в своей собственной семье. С тех пор как их лучшая подруга покойной матери, леди Расселл, уговорила Анну порвать со своей первой любовью - лихим морским офицером по имени Фредерик Вентворт - она жила только для того, чтобы быть полезной своим близким, которые порой, кажется, почти не любят ее в ответ. Но теперь, по повороту судьбы, капитан Вентуорт вернулся с большим состоянием и блестящей карьерой, и, несмотря на доказательства того, что он по-прежнему обижается на нее за то что она бросила его, они не могут избежать компании друг друга.

-2

Сначала в сельской местности, затем в межсезонье на морском курорте Лайма, и, наконец, в социальном круговороте Ванны, пути Анны и капитана Венворта пересекались и пересекались. Но их шансы начать все сначала, как пара, разочаровываются на каждом шагу. Сначала лихой капитан, похоже, привязан к одной или другой глупой невестке Марии. Тогда это выглядит - по крайней мере, для всех, кроме Анны - как будто ее прекрасный кузен Уильям, недавно восстановленный в благосклонном отношении к сэру Уолтеру, может сделать ставку на ее руку. Какие бы сюрпризы ни происходили, какая бы информация ни появилась, которая может изменить эти идеи, они добавляют текстуру в сердца и молчание, разделяющие героическую пару, которые делают их перспективы вместе наиболее деликатными и уязвимыми к проступкам. Разве любовь, которая так долго доставляла Анне и Фредерику неприятности, наконец-то присоединится к ним в счастье? Ответ медленно приходит. Почему? Потому что миры мужчин и женщин в то время были так далеки друг от друга, потому что транспорт приводился в движение лошадью, ветром и ногой, и это делало все далеко друг от друга, и потому что стандарты надлежащего поведения (особенно для людей высокого общества) не позволяли сказать, что именно человек имел в виду. Или, говоря в двух словах, из-за всего того, что яростно, абсурдно, обаятельно смешно смотрел на мир так, как видела его Джейн Остин.

-3

В недавней книге "Двадцать ключевых головоломок" в творчестве Джейн Остин задается, помимо прочего, вопросом, почему ее романтические зацепки всегда приводят к ошибкам и недоразумениям. Любой, кто ценит романтическую комедию, будь то эпохальная или современная, знает один ответ на этот вопрос: потому что в ней заключена суть романтической комедии. Без ошибок и недоразумений не было бы ни напряженности, ни конфликтов, ни ожиданий, ни даже истории, и все остальное не было бы ни романтичным, ни смешным. Эта тема особенно хорошо сочетается с привлекательными румянами молодежи. Но если посмотреть на это в этой книге, то комедия приправлена особой остротой, потому что в ней рассказывается о паре, которая когда-то пережила тот этап жизни, имея шанс быть счастливой вместе, когда была молодой, а теперь снова обрела друг друга восемь лет спустя, когда цветение свежести исчезло и надежда почти иссякла.

И поэтому скрещенные сигналы, которые делают романтическую комедию и смешной, и очаровательной, служат другой цели в сознании автора, увидевшего, как исчезают ее собственные надежды на счастливый конец. Они учат героиню, и самого автора, и вас и меня, быть готовыми терпеливо принять любой исход, счастливый или печальный. И если нужные мальчик и девочка окажутся вместе - даже с опозданием на восемь лет - идиоты и гаффини, которые держали их отдельно друг от друга, научат их принимать счастье с благодарностью за незаслуженный дар.

Короче говоря, эта книга - зрелая романтика. Как говорится в комедии, это не "ха-ха" смешно. Его сатира глупого дворянства в своей смешной гордости и претензий, эгоистичных богатых и их морально несостоятельных социальных амбиций, обязан своим нежным и толерантным тоном сладости характера Анны Эллиот. Но гордость, с одной стороны, и амбиции, с другой стороны, ставят ее и ее семью на грань трагедии. И чувствуется некая дикая радость в том, как Остин раскрывает то, что происходит на самом деле, особенно со стороны миссис Клей (подруга Элизабет по восхождению) и мистера Эллиота (целующийся кузен). Одна из спасительных милостей Анны - дружба с больной и разочарованной вдовой, которая дает ей информацию, в которой она нуждается в критический момент. Только подумайте: миссис Смит получает скромный счастливый конец своей жизни, когда болезнь и одиночество Остина достигали точки невозврата. Я думаю, что это выражает основной оптимизм взгляда Джейн Остин на жизнь: оптимизм, испытанный на собственном опыте и не разрушенный приближением смерти. В сочетании с хрупкостью надежд Анны Эллиот и запоздалым исполнением, она делает эту романтическую комедию уникально трогательной и горько милой.