Одна из самых красивых бабочек российской средней полосы – адмирал – по-научному именуется vanessa atalanta. Основатель современной энтомологии Иоганн Христиан Фабриций, датчанин из XVIII века, придумывал насекомым, и бабочкам в том числе, названия в честь богов Древней Греции. Или, как минимум, героев. И хотя читать греческие мифы и пьесы Эсхила он должен был даже не в пересказе профессора Куна для дореволюционных гимназистов, не говоря о современных адаптациях, имена и нареченные ими существа иногда совпадали по смыслу весьма условно.
Вот так они и достались друг другу. Аталанта и черно-бело-красная бабочка, чьи гусеницы столь исправно кушают суровые сорняки вроде крапивы и чертополоха. Ну хотя бы рацион соответствует характеру имени! Ведь трепетности порхающей красотки в легендарной Аталанте, скорее всего, не сумел бы найти и Диоген со знаменитым фонарем. А то бы запросто и еще дополнительный «фонарь» получил, сочти воспетая Еврипидом и Овидием прекрасная воительница его внимание слишком назойливым.
Аталанта… Царевна! Папаша-венценосец не только глуп, но и преступен. Не желал растить дочерей и велел бросить новорожденную в лесу. Малышку согрела и выкормила даже не волчица – медведица! Неудивительно, что потом, не будучи из племени амазонок, стрелять из лука и метать копье барышня научилась лучше многих.
Одна из любимых героинь европейской классической живописи, между прочим. Обычно – в разгар охоты на чудовищного кабана. На него у древних греков целая экспедиция была снаряжена, «калидонская охота» называлась. Вот как на приведенной выше картине Рубенса (источник). Собственно, Аталанта кабанчика и подстрелила. А не менее легендарный Мелеагр добил копьем. Но потом среди участников обнаружились собратья Аталантиного папаши: как это самый почетный трофей, клыки и шкуру, - даме?! Отобрать!
…Мелеагр по разным версиям, то ли Аталанту любил сильно, то ли справедливость. Убежать успели не все обидчики. Клыки же кабаньи, по слухам, до римских времен в почетном ларце долежали точно. А имя героини дождалось увековечивания в новейшие времена. Почему-то в бабочке. Хорошо хоть красивой.