Найти тему
Развилка

Канны! Женева! Оскар?


Фильм Кантемира Балагова «Дылда» выиграл главный приз среди полнометражных лент Женевского кинофестиваля. Победа стала вторым значимым достижением режиссёра после «Золотой пальмовой ветви» за лучшую режиссуру в номинации «Особый взгляд» и приза Международной федерации кинопрессы в Каннах.


Но помимо быстрорастущего списка регалий и заслуженного звания талантливого русского режиссёра для Балагова выигрыш на фестивале означает только одно. А именно – возможность номинации на самую престижную премию «Оскар».

«Дылда», кстати, вошла в число претендентов на премию в категории «Лучший иностранный художественный фильм». Но лёгкой победы ждать не стоит. Потому как фильм с первого показа в Каннах и до сегодняшнего дня представляет собой весьма спорную картину. Попробуем объяснить почему.

Начнём с плюсов. Действительно важным и смелым решением режиссёра было использование послевоенного Ленинграда как места, в котором разворачивается художественный замысел фильма. Холодно, голодно, до безумия мерзко и, кажется, безнадёжно бесчеловечно. Всё в кадре либо близко к гибели, либо находится в её ожидании. Спастись и пережить меланхолию послевоенного времени способна только любовь. Любовь главных героинь (по всем законам фестивального кино): подружек-зенитчиц Ии (актриса Виктория Мирошниченко) и Маши (Василиса Перелыгина). Но, надо отдать должное, несмотря на театральность съёмки и наигранности диалогов, взаимоотношения влюблённых выдержаны, не пошлы и раскрываются, пожалуй, символически. Например, к концу киноленты Ия и Маша меняются свитерами, тем самым «растворяясь» друг в друге, соединиться в нечто гораздо более сильное и крепкое, доказывая, что даже в тесноте коммунальной квартиры, в лохмотьях и общей нищете, в каждодневной боли и смерти любовь способна возродить и связать буквально каждого. И да, для второго полного метра режиссёра из Кабардино-Балкарии, до этого снимавшего только панорамы родного «одноэтажного» Нальчика, это похвально.

Однако есть у фильма и множество непростительных минусов. Так, попытка Кантемира преобразовать в фильм «магнитофонный роман» Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» закончилась провалом. И дело не только в ошибочном выборе сценарного материала. Ряд отдельно взятых эпизодов, пожалуй, снят с большим талантом и вкусом, но, отдаваясь эстетике и выверенности в построении кадра, Балагов жертвует целостной структурой фильма. Например, «раскрашивание» фильма в охру и глубокий зелёный цвет обращается дилетантской попыткой воссоединить литературную и киношную ткань.

-2

Такой разнородный синтез доводов и мнений не позволяют сказать хоть что-то однозначное про Балагова и грядущий «Оскар». Ведь фильм не отличается сверхпопулярностью, не работает на массового зрителя (тема достаточно «исперчённая» и на мировой масштаб не тянет) и насчитывает не один десяток визуальных проколов. Однако, всё же хочется верить, что смелость Балагова, растущий успех и умелая продюсерская кампания Александра Роднянского смогут перевесить художественные упущения и наконец заполучить долгожданную статуэтку. Не всё же ведь на Михалкове заканчивать?

Автор: Егор Сиделёв

Развилка VK: https://vk.com/razvilka_spb
Развилка Instagram:
https://www.instagram.com/razvilka_spb/