Обновление Израилем в феврале 2007 года дороги Муграби вызвало серьезную оппозицию на местах и озабоченность международного сообщества.
Срочно потребовались меры по исправлению положения для восстановления обрушившегося прохода к воротам Муграби, одному из главных пунктов доступа к Харам аш-Шарифу, Израиль приступил к проведению подробных археологических исследований с планами строительства более крупного сооружения рампы.
Эти шаги подверглись ожесточенной критике как в арабском мире, так и, прежде всего, изнутри Израиля.
Восемнадцать наиболее известных археологов Израиля написали критическое письмо в Управление древностей (IAA), в котором критиковали незаконность и непрозрачность этого плана.
Однако следует отметить, что в рамках этого исследования наиболее значительное внешнее вмешательство осуществлялось под руководством ЮНЕСКО.
На 30-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО не только подтвердила свои возражения и озабоченность в отношении планов по восстановлению, но и в феврале 2007 г. поручила технической группе провести оценку и подготовить доклад о проделанной работе.
В последующем докладе, признавая профессионализм МАА, Израиль, тем не менее, призвал Израиль прекратить раскопки и утвердить скромный план восстановления прохода после консультаций с соответствующими заинтересованными сторонами (администрацией Вакфа и правительством Иордании).
Кроме того, ЮНЕСКО рекомендовала возобновить раскопки только после завершения разработки плана и под руководством координируемых ЮНЕСКО международных экспертов.
Хотя в последующие месяцы Израиль продолжал раскопки, к середине июня министерство иностранных дел Израиля проинформировало ЮНЕСКО о том, что археологические раскопки были завершены, за исключением некоторых рутинных вспомогательных работ.
На момент данный момент иорданский проект пандуса был отклонен технической миссией, а измененный израильский план строительства 95-метрового моста был одобрен городским муниципалитетом и в настоящее время ожидает окончательного утверждения министерством внутренних дел.
Для палестинцев эта неспособность ЮНЕСКО оказать материальное воздействие на раскопки и предложения по проектированию рампы свидетельствует о слабости и ограниченности деятельности ЮНЕСКО в Иерусалиме и ее сотрудничестве с Израилем.
Однако эти разногласия наводят на мысль о том, что по меньшей мере три противоречивых замечания относительно роли ЮНЕСКО в старом городе противоречат друг другу.
- Во-первых, в нем подчеркивается важность и потенциал роли ЮНЕСКО в качестве международного и независимого посредника в вопросах сохранения наследия.
Эта позиция приобретает еще большее значение в свете усиливающейся поляризации как израильских, так и палестинских властей, занимающихся вопросами наследия.
Каждая из них обвиняет другую в радикальных намерениях, будь то под влиянием и в сговоре групп поселенцев, связанных с Фондом наследия Западной стены или Исламским движением Северного крыла Израиля, и в его мобилизации общественных протестов и участии в раскопках вакфа.
- Во-вторых, в нем показано, что, несмотря на попытки ЮНЕСКО сотрудничать с Израилем, обладающим ответственными полномочиями, слабость участия ЮНЕСКО в жизни старого города обусловлена ее ограниченными полномочиями по обеспечению выполнения принятых решений.
Список всемирного наследия может служить международной платформой для "поименного обозначения и осуждения" государств, не выполнивших своих обязательств, однако он не предусматривает необходимых правовых положений или мер наказания для обеспечения соблюдения или предотвращения преднамеренного разрушения культурного наследия.
Поэтому ЮНЕСКО существует как одна из форм международного контроля, учреждение, которое может оказывать помощь, но которое ограничено тем, что "всемирное наследие" остается в сфере влияния государства и подчиняется националистическим рассуждениям и культурным программам.
- В-третьих, эти события вновь иллюстрируют раскол в Иерусалиме и продолжающуюся борьбу за власть, что ставит ЮНЕСКО в невыносимое положение, подрывая ее цели по сохранению культурного наследия города.