Во многих регионах России сейчас стремительно сокращается число врачей бригад «скорой помощи». К примеру, в Тульской области, а также Северо-Кавказскому федеральному округу уволились более 20 % медиков «скорой».
Минздрав объясняет этот процесс просто и удобно для себя: происходит внутренняя миграция и сокращение числа вызовов. Вот только сами врачи говорят, что это не так.
Вот уже шесть лет по закону служба скорой помощи состоит из врачебных и фельдшерских бригад. Первые выезжают на самые тяжелые вызовы. В составе такой бригады обязательно присутствует врач, а также водитель, с ними могут присутствовать фельдшера и медсестра. Главный в бригаде – врач, их за прошлый год уволилось 534 человека.
При этом, увольняются специалисты именно выездных бригад, заведующие станций и подстанций скорой помощи остаются на своих местах.
Нехватку в Тульской области и в других регионах с напряженной ситуацией собирались при помощи студентов. Их стали набирать в фельдшерские бригады, которые выезжают на вызовы, когда жизни пациента предварительно ничего не угрожает.
Однако, по мнению медиков, из этого ничего не вышло – студенты не умеют работать, не рискуют брать на себя какую-либо ответственность и не желают учиться, вникая в процесс.
В некоторых регионах пошли другим путем: увеличили число фельдшерских бригад. Но уровень знаний у врачей и фельдшеров разный. И, хотя платить им можно меньше, в сложных случаях, где нельзя работать по методичке, пришлось отправлять на вызовы врачей.
Сами сотрудники бригад «скорой» говорят, что в скором времени не получится заменять врачей фельдшерами, потому что их теперь тоже не хватает – работа сложная, а зарплата не привлекательная. Ставка фельдшера сегодня – меньше 12 тысяч рублей. Федеральные деньги, как пишет газета «Известия», не доходят до медиков. Реальный доход медика зависит от лояльности к своему руководителю.
Есть еще одна острая проблема у бригад «скорой помощи» - состояние автопарка, который изношен на 60%. В гаражах сегодня стоят множество автомобилей, которые просто не на что ремонтировать. Нередко водители покупают запчасти на свои деньги, иначе им просто не на что будет работать.
Большая часть автопарка – отечественные «ГАЗели» с пробегом в несколько сотен тысяч километров. Ездить на таких машинах не только неудобно, но и опасно. Получается, что на федеральном уровне выделяют большие деньги на модернизацию работу «скорой помощи», но регионов по разным причинам эти средства не доходят.
Прогнозы не утешительны: врачи говорят, что чиновники легко пишут удобные всем отчеты, которые принимают в Москве. Но все хорошо, только на бумаге. Реальных предпосылок для кардинального изменения ситуации нет. Поэтому в ближайшие годы ситуация будет только ухудшаться.