Предположение о том, что гештальт-терапия не влияет на процессы мышления пациентов, является неточным.
Гештальт-терапия всегда обращала внимание на то, что думает пациент. Гештальт-терапевты, как и их коллеги по когнитивной терапии, подчеркивают роль "футуризации" в создании тревоги и, подобно терапевтам рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ), обсуждают создание чувства вины моралистическим мышлением и мыслями о неразумных ценностных условиях.
Многие мысли, которые были бы названы иррациональными в РЭПТ или когнитивно-поведенческой терапии, также традиционно были в центре внимания гештальт-терапии.
Существует одно важное различие между современной гештальт-терапией и РЭПТ.
В современной гештальт-терапии терапевт не притворяется, что знает правду о том, что является нерациональным.
Гештальт-терапевт наблюдает за процессом, направляет пациента к наблюдению за его или ее мыслями и исследует альтернативные способы мышления таким образом, чтобы ценить и уважать то, что испытывает пациент и во что он или она приходит верить.
Предшественники гештальт-терапии были не столько предметом существенных оригинальных "открытий", сколько новаторской интегративной системой для понимания личности и терапии, которая развивалась из ложа богатых и разнообразных источников.
С чего всё началось?
Фриц и Лора Перлс, а также более поздние американские коллеги, с которыми они писали, преподавали и практиковали с 1940-х до 1960-х годов (Изадор От, Пол Гудман и другие), плавали в бурных водах революций XX века в:
- науке;
- философии;
- религии;
- психологии;
- искусстве;
- литературе;
- политике.
В этот период произошло огромное взаимообогащение интеллектуалов во всех дисциплинах.
Франкфурт-на-Майне 1920-х годов, где Фриц Перлс получил степень магистра и докторскую степень Лоры Перлс, был центром интеллектуального состояния в психологии. Они были прямо или косвенно связаны с ведущими гештальт-психологами, экзистенциальными и феноменологическими философами, либеральными теологами и психоаналитиками.
Фриц Перлс был хорошо знаком с психоанализом и на самом деле занимался подготовкой аналитиков. Тем не менее, Перлс отошел от догматизма классического психоанализа. Для Перлза революционная базовая идея, которую Фрейд привнес в западную культуру - существование мотиваций, лежащих вне сознания, - должна была вплетаться в другие течения мысли, в частности, холизм, гештальт-психология, теория поля, феноменология и экзистенциализм.
Эти интеллектуальные дисциплины, каждая по-своему, пытались создать новое видение того, что значит быть человеком. Их видение получило название "гуманистическое", и гештальт-терапия ввела это видение в мир психотерапии.
Фрейдсткие аналитики утверждали, что человеческая жизнь биологически обусловлена, конфликтна и нуждается в ограничении.
Экзистенциалисты утверждали о преимуществе существования над сущностью. Было убеждение, что люди выбирают направление своей жизни, и аргумент, что человеческая жизнь не является биологически определенной.
В рамках психоанализа Перлс находился под влиянием более "предательских" аналитиков, особенно Отто Ранка и Вильгельма Рейха. И Ранк, и Рейх подчеркивали сознательный опыт, тело как "носитель" эмоциональной мудрости и конфликтов, и активный процесс взаимодействия между терапевтом и пациентом здесь и сейчас. Рейх ввел важное понятие "брони характера" - повторяющиеся модели опыта, поведения и осанки тела, которые удерживают человека в фиксированных, социально определенных ролях.
Рейх также считал, что то, как пациент говорит или двигается, более важно, чем то, что говорит пациент. Рейх подчеркнул творческие способности и уникальность человека и утверждал, что клиент является его или ее лучшим терапевтом.
Как и Фриц Перлс, Ранк подчеркнул важность опыта терапевтических отношений здесь и сейчас.
Подведем итог.
Главным источником вдохновения для Фрица и Лоры Перлс были европейские философы континента, которые отошли от декартового дуализма, утверждая, что разрыв между субъектом и объектом, с одной стороны, и самим собой и миром, с другой, является иллюзией. Среди них были экзистенциалисты, феноменологи и философы, например Людвиг Витгенштейн. На новый подход оказали влияние теория поля, гештальт-психологи, холизм Яна Смуца, дзен-мысль и практика.
Это мышление Фритца Перлса сочеталось с гештальт-психологией фигурного восприятия и с работой психологов Курта Гольдштейна и Курта Левина, оказавшей сильное влияние на гештальт-психологию.
Выводы и заключение.
В своей первой книге "Эго, голод и агрессия" (1942/1992) Перлс описал людей как влившихся в сферу человека и окружающей среды.
Эта область была разработана путем появления в сознании тех потребностей, которые организовывали восприятие. Перлс также писал о "творческом безразличии", которое позволяет человеку различать по тому, что и чем на самом деле является и ситуация. С дифференциацией возникает опыт контраста и осознания полярностей, которые формируют наше восприятие себя как отдельного человека. Перлз воспринял это как западный эквивалент восточной практики Дзен.
Фриц и Лаура уехали из Германии, а затем бежали из оккупированной в те времена Голландии. Они отправились в Южную Африку, где основали центр психоаналитического обучения. В этот же период Ян Смутс, премьер-министр ЮАР в 1940-х годах, ввел термин холизм и написал об этом.
Со временем Фриц и Лора Перлз покинули Южную Африку.
Основополагающим принципом холизма является то, что организм является субъектом саморегулирования. Для Фритца Перлса гештальт-психология, теория организма, теория поля и холизм составляли счастливый союз.
Гештальт-психология обеспечила Перлса принципами организации гештальт-терапии, а также когнитивной схемой, которая бы интегрировала различные влияния в его жизнь. Слово гештальт (целостный образ) не имеет буквального английского перевода. Оно относится к восприятию всего опыта или его конфигурации. Люди не воспринимают кусочками и частями, которые затем складываются, чтобы сформировать организованное восприятие, вместо этого они воспринимают целостные образы.
Шаблоны отражают взаимосвязь между элементами таким образом, что целое не может быть понято при изучении составных частей, а только при изучении взаимосвязи частей друг с другом и со всем остальным.
И наконец, ведущими фигурами в развитии гештальт-психологии были Макс Вертхаймер, Курт Коффка и Вольфганг Колер. Они и положили начало для развития теоретической и практической основы гештальт-психологии.
Продолжение будет в других публикациях. Спасибо за внимание!
Оставляю ссылку на предыдущий материал по данной теме: https://zen.yandex.ru/media/id/5d98af7c2f1e4400add24de5/klientoorientirovannaia-terapiia-racionalnaia-emocionalnopovedencheskaia-terapiia-i-geshtaltterapiia-5dcb10ea2538e85f0fa80198