Война в Сирии давно стала полигоном для многих видов вооружения. Были продемонстрированы как преимущества, так и недостатки техники, но на ряду с современными разработками, в бою можно увидеть устаревшие системы и машины. Яркий пример – Т-72, причём не всегда версии Б. Куда чаще встречаются Т-72А и его дальнейшие модификации. Об одном из таких танков выразился сирийский солдат.
Недостатки ремонта.
В интервью был указан один из самых негативных аспектов ремонта. Он не характеризует весь танк, но подобная мелочь может стать большой проблемой при восстановлении боевой машины. Если конкретнее, то танкист отметил систему воздухопровода и её неудобство расположения. Она тянется от моторного отделения, до места водителя и в случае неисправности или повреждений, необходимо разобрать пол танка. По мнению члена танкового экипажа, проблему можно было решить ещё на этапе создания, разбив воздуховод на несколько секций. При этом общая ремонтопригодность Т-72 экипаж отличная. Некоторые неисправности можно устранить во время боя.
Так же, танкист упомянул электросистему двигателя – её кучность и в каком-то смысле спутанность. Но на общую надёжность двигателя это почти не влияет.
Защита.
Хочу отметить, что сирийский танкист управлял машиной Т-72АВ с динамической защитой «Контакт-1». В отличие от Т-72Б1, версия АВ имеет клиновидное расположение блоков динамической защиты на башне и обладает меньшим эквивалентом композитной брони. Лобовая защита, по словам танкиста, отличная и спасает от большинства боеприпасов противника. Однако есть существенный недостаток. Это бортовое крепление динамической защиты. Оно очень слабое и может сорваться даже в результате езды по пересечённой местности, не говоря о попадании.
Кроме лобовой и бортовой брони, сирийский танкист упомянул дно корпуса. На его опыте, было всего одно пробитие дна корпуса в результате взрыва мины. В остальных случаях, танк наезжает на боеприпас и лишается пары опорных катков, гусеницы, навесного оборудования, но экипаж остаётся невредимым.
Выживаемость экипажа.
Кроме вопросов о броне, со стороны журналиста прозвучал вопрос о выживаемости экипажей в результате попаданий. На этот вопрос, танкист ответил, что в случае пробития бывает тяжело, но экипаж выживает и может покинуть машину. Большая часть гибели танкистов происходит вне танка. Однако, чаще всего, попадания по Т-72АВ не приводят к пробитиям. Во многом благодаря динамической защите и композитным материалам. От себя могу добавить, что для танка «основной противник» не подкалиберный снаряд, а кумулятивный боеприпас.
Автомат заряжания.
В первую очередь, журналиста интересовала надёжность автомата заряжания, на что танкист ответил однозначно. Серьёзных проблем нет, а в случае неисправностей, автомат заряжания вполне можно починить в бою.
Кроме того, танкист ответил, что доволен автоматом заряжания. К слову… Сирийским танкистам есть с чем сравнивать. Т-55 и Т-62, коих даже большем чем Т-72, не имеют автоматики и в их экипаж входит заряжающий. Из-за этого, стабильной скорострельности можно достичь только на месте, в то время как автомат заряжания не сильно зависит от тряски. Она может вызвать погрешность менее чем в пол секунды, но не более. Так же, скорость перезарядки увеличивается при смене типа боеприпаса. Но всё равно, автоматика работает значительно быстрее человека.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.