Каждый раз, когда обычный человек попадает в пробку (не важно, на общественном транспорте или своем автомобиле), его посещают мысли, что если бы было метро - никогда в жизни он не стал бы ездить на другом транспорте. Особенно если уже имеется опыт пользования подземкой. Применительно к Краснодару эта тема имеет самое непосредственное отношение. Жители города давно мечтали о метрополитене и даже ждали (вот наивные!), что когда население города достигнет миллиона, то Краснодару, как городу-миллионнику, МГНОВЕННО будет выделена нужная сумма денег. Тогда очень быстро появится заветная подземка, и наконец-то все будут спасены от стояния в пробках.
Ну вот, статус миллионника дали, и что?
А ничего.
Совсем ничего.
И могу рассказать свое мнение, почему.
1. Это действительно очень дорого.
Начнем с того, что после распада СССР метрополитен в России строился очень ограниченно. Да, пустили Казанский метрополитен, построили достаточно много станций в Москве и Санкт-Петербурге (то есть расширяли действующие сети в крупнейших городах), но начатые было стройки в Челябинске, Красноярске и Омске находятся в законсервированном состоянии. И при том их законсервировали в 2009-2012 годах, то есть до того, как в 2014 пришел кризис и закончились деньги. Почему? Думаю, в тот момент в стране начали столько масштабных и затратных строек (Олимпийские объекты, "Северный Поток", стройки во Владивостоке, космодром "Восточный", подготовка к строительству "Силы Сибири"), что федеральный центр перестал выделять деньги на строительство, а региональные центры такие проекты не потянули, о чем честно заявили.
Сейчас с деньгами еще более туго, даже на прибыльные (по расчетам) проекты деньги не выделяют.
2. Это не прибыльно.
Интересный факт, но все же - на данный момент прибыль приносит только московский метрополитен. В Северной Столице сейчас идет серьезное обсуждение повышения стоимости проезда (сейчас жетончик стоит 45 р.). Руководство петербургского метрополитена утверждает, что, подняв стоимость до 50 р., метрополитен все же потребует дотаций из городского бюджета, и только при 60 рублях за проезд они выходят в плюс! Шестьдесят рублей! Это при том, что им не надо окупать средства, вложенные в строительство большей части станций (их построили при СССР). Поддержание в нормальном состоянии станций, путей, подвижного состава и пара новых станций в год возможны только при такой стоимости проезда!
Сколько же тогда должен стоить проезд в метро, чтоб окупить и строительство, и эксплуатацию? 150 рублей? 300 рублей в день на проезд, 6600 в месяц. Хорошая зарплата в Краснодаре - 30 тысяч. Пятая часть зарплаты легко и непринужденно будет уходить на метро... Ничего себе перспектива!
На всякий случай - сейчас трамвай в Краснодаре стоит 28 рублей.
3. Это не дает имиджевых и стратегических бонусов.
Иными словами, проект получается дорогой и не приносящий прибыли ни в какой перспективе. Что же может дать ему пинка в жизни? В российских реалиях шанс только один - проект должен иметь стратегическое значение для страны или резко поднимать патриотические чувства современного россиянина. Такими проектами стали масштабные стройки к Олимпиаде, саммиту во Владивостоке, из свежих примеров - Крымский мост. Все это не принесло прибыли, зато решало свои важнейшие задачи. Но... относится ли метро в Краснодаре к такого рода проектам? Увы, но нет. Решить транспортные проблемы города лет через 10 (строительство это долгий процесс) - это мелочи в сравнении с тем, чтобы ВООБЩЕ связать с основными магистралями новообретенный регион, доставшийся такой дорогой ценой. Так что ради громких слов и красивых картинок денег на метро не дадут. И фотография на заставке так и останется мечтой жителей города...
Кстати, Яндекс нарисовал еще одну карту метро из двух веток, мне она нравится больше. Две ветки охватывают практически весь город. А вы можете проголосовать в комментариях за лучший вариант.
А что же делать?
На самом деле, есть различные варианты решения проблемы. О некоторых уже говорит руководство города и края, другими заниматься никто не хочет. Думаю, у нас будет еще несколько статей об этом поговорить. А вы пока можете писать свои идеи в комментариях.