Найти в Дзене
Лукинский I История

Военный флот Венеции: как воевала королева морей Средневековья?

Оглавление

Жизнью республики дожей была морская торговля. Её защищали боевые эскадры разбросанные по Средиземноморью. Этот же флот перевозил войска крестовых походов и бился с мусульманами Востока. Военно-морская доктрина Венеции XI-XII веков имела две цели. Война на море с конкурентами и защита торговых перевозок. часть 2/2 >> начало

Врагами Венеции были такие же торговые республики, итальянские города Пиза и Генуя. Они начнут перевозить крестоносцев с Первого крестового похода и получат палестинские привилегии раньше Венеции. Пиза и Генуя отхватят и кусок главного её пирога – торговля с Византией.

Флот для Венецианской республики условие выживания (иллюстратор Juhani Jokinen)
Флот для Венецианской республики условие выживания (иллюстратор Juhani Jokinen)

Пиза уступала в военной мощи другим, но пользовалась поддержкой Священной Римской Империи, чьи перевозки обеспечивала. Генуя серьезный враг Венеции, лишь ненамного уступающий в силе и мастерстве флота. Венеция гоняет обоих в бесконечных морских баталиях, атакуя их корабли даже с крестоносцами Европы на борту.

Стратегическим районом военно-морских операций Венеции была Апулия. Этот каблук итальянского сапога запирал выход из Адриатики в Средиземное море. Венецианцы столетие потратили на истребление доминирующего здесь флота Норманнского королевства.

1 Апулия 2 Романия 3 Египет 4 Ольтмар
1 Апулия 2 Романия 3 Египет 4 Ольтмар

Следующий район по важности Романия. Огромное византийское побережье от Греции до Крыма. Третий приоритет Египет, через Красное море Венеция получала дорогущий перец. И наконец, Ольтмар (Oltremare, итал.), Святая Земля крестоносцев. Тут за разгром египетского флота венецианцы получили порты Иерусалимского королевства.

Морскую доктрину и господство на море обеспечивал флот...

Состав флота

Боевой флот Венеции к Четвертому крестовому походу делился на галерный и парусный. Парусный флот Венеции играл роль артиллерии. Это плавающие батареи, утыканные камнеметами и стрелометами. Парусники медлительны и в открытом морском бою были приманкой для контратаки галер.

Благодаря высоким бортам, большому экипажу и стрелковому вооружению они могли успешно отбиваться от всех в гордом одиночестве. Переходной ступенью к галерам были тяжелые галеры византийского типа - дромон с 2 рядами весел и хеландии со 2-й палубой. Они также были вооружены артиллерией, имели парус

Костяком были галерные эскадры, разгоняемые веслами гребцов. Галеры предназначались для маневренного морского боя и метательного оружия не имели. Эти злобные пираньи с низким бортом в метр высотой рыскали на поле боя. С тараном на конце и морской пехотой на борту они искали цели для абордажа и рукопашного боя.

Низкий борт и узкий корпус ограничивал возможности галерного флота. Парусов не было, потому что волну низкий борт не выдерживал. Против встречного ветра экипаж грёб недолго. Требовалось много воды и калорийной еды гребцам.

Но необходимость держать на борту 100-150 гребцов, морскую пехоту и офицеров ограничивала рацион 5 днями. Галера могла пройти 75 км в день. С учетом волны и течений это 150-170 километров предельной дальности.

Тяжелая  галера (хеландия)  в абордажном бою: таран пробил борт, морская пехота готовится перейти к неприятелю по боевому мостику
Тяжелая галера (хеландия) в абордажном бою: таран пробил борт, морская пехота готовится перейти к неприятелю по боевому мостику

Проблема снабжения и усталости гребцов умножалась на число кораблей, флот Венеции это город на воде. Одна эскадра насчитывала 40-50 галер не считая парусного флота. 8-10 000 здоровых мужиков хотели пить и есть, уставали и падали духом. Намного сложней было довести моряков до битвы, чем командовать ею.

Потому длинные маршруты редкость, галеры редко оставались в море более 3-4 часов, а все битвы шли у побережья. Для операций флота в ключевых районах строились военно-морские базы Венеции. Чтобы закрыть район полностью, требовалась цепочка баз каждые 200 километров.

Тактика боя

Морские сражения Средиземноморья начинались с метания парусниками камней, пней и мешков с известью, поражавшей глаза неприятеля. Любили метать и мягкое мыло, скользкие палубы ослабляли вражеские экипажи.

Парусники вставали в центре и на флангах галерного флота. Против греческого огня использовали мокрые тряпки, покрывая суда. Греческих огонь в море редкость, ибо поджигал самих владельцев. Потому использовался в основном при обороне городов.

парусный флот в сопровождении тяжелой галеры хеландии. Венецианский лев на парусе это символ апостола Св. Марка - покровителя Венеции
парусный флот в сопровождении тяжелой галеры хеландии. Венецианский лев на парусе это символ апостола Св. Марка - покровителя Венеции

Парусники являлись ударной силой штурма городов. Венецианцы прекрасно брали города десантом с моря. С моря средневековые города часто не имели стен.

Штурм прибрежных городов начинался с морской бомбардировки. Транспортники высаживали пехоту и конницу для блокирования ворот и возможных подкреплений. Параллельно начинался морской десант.

При наличии крепостных стен морпехи Венеции забирались на штурмовые платформы на мачтах. С помощью штурмовых лестниц, веревочных крюков и летучих мостов (брусья-мостики) они спрыгивали на стены и брали город.

Военно-морской флот Венеции будет господствовать до конца XIII века. Затем Генуя разгромит и подвинет его в Черном море. А последнюю точку в его истории поставят эскадры Османской империи.

ДАЛЬШЕ >> глава 28 "Византия накануне гибели "<< (ЖМИ)

В Контакте I Одноклассники I Дзен © А.Лукинский 

Орден Тамплиеров: 1 Эпоха Креста I 2 Рассвет I 3 Сельджуки I 4 2-й крестовый поход I 5 халифат Фатимидов 6 Битва за Египет 7 Армия Саладина 8 Армия Иерусалима 9 Командующие 10 Начало Войны 11 Битва у Крессон 12 Иерусалим идет 13 Битва за воду 14 Битва при Хаттине 15 Падение Иерусалима 16 Кресты 17 Третий крестовый поход 18 Армия Ричарда Львиное Сердце 19 Осада Акры 20 Кровавый Лес 21 Конец похода 22 Судьба Королей 23 Переход к обороне 24 Крепости 25 Стратегия 26 Четвертый крестовый поход 27 Венеция 28 Византия накануне гибели