Бразилия | Brazil | 1985
Режиссёр: Терри Гиллиам
Жанр антиутопии сегодня является весьма востребованным, особенно среди молодёжи. Возможно, причина в том, что антиутопия выставляет на показ имеющиеся в нашем обществе проблемы, на что молодое поколение реагирует особенно болезненно (ведь ему с ними жить). А может, потому что обязательным атрибутом в этом жанре является герой, который, несмотря на свою слабость и незначительность, борется с несправедливой и жестокой системой. Ведь в таком герое легко увидеть самого себя, не так ли? Во всяком случае, спрос на антиутопию есть.
Если вспоминать литературные антиутопические произведения, то на ум сразу приходят «1984» и «О дивный новый мир». А что с кино? Если не брать во внимание фильмы, которые не являются экранизациями книг или не связаны с какими-то глобальными катаклизмами (так как это уже смесь с постапокалипсисом), то список получится не очень внушительным. Из недавнего – «Лобстер» и «Время». Однако сегодня речь пойдёт о другом, более ярком, но редко вспоминаемом представителе жанра.
«Бразилия» – это антиутопия, действие которой происходит в «некоторой стране» в «какие-то годы 20-го века». Мир фильма не страдает от войны, он не пережил конца света или эпидемии. Здесь мы не увидим тотального контроля за жизнью человека (как в «1984») или других привычных, можно даже сказать избитых мотивов антиутопии. Напротив – в мире всё спокойно, а единственная реальная угроза – терроризм. Так в чём же дело?
Самобытность «Бразилии» как антиутопии в том, что показанное общество страдает от тотальной бюрократии. Любая процедура и любое действие вплоть до вызова сантехника требуют соблюдение огромного количества формальностей, которые скорее мешают, нежели способствуют контролю и отчётности. Для того, чтобы показать нам все недостатки общества, создатели прибегают к таким приёмам как преувеличение, гротеск и доведение до абсурда. Пусть эти приёмы простые и сразу бросаются в глаза, но здесь они отлично реализованы.
Главный герой фильма – Сэм Лаури, занимающий не самую высокую должность в Министерстве информации. Здесь создатели решили не изобретать велосипед, и наделили Сэма не примечательными, средними чертами — он простой человек, ничем не выдающийся, но ответственный и имеет твёрдые убеждения. Назвать его героем, равно как и слабаком, нельзя. Вся его работа строится вокруг документов, которые являются чуть не главным ресурсом в обществе. Все твёрдо убеждены, что ошибок в работе Министерства быть не может. Однако из-за абсолютной случайности происходит путаница в документах, что приводит к аресту не того человека. В итоге именно Сэму поручают разобраться со всем этим. В дальнейшем главный герой сталкивается и с другими недостатками современного общества и уклада жизни.
Помимо излишней бюрократии общество в «Бразилии» страдает от бесконечных бытовых неудобств. В сцене знакомства с героем мы видим, что вместе с будильником срабатывают и другие устройства – кофемашина, тостер и другие, которые должны максимально упростить сборы на работу. Однако такой технологический прогресс создал больше неудобств, нежели проблем – все устройства работают неисправно, ломаются без причин и сами по себе неудобны в эксплуатации, громоздки и некрасивы. Всё это также показывается через доведение до абсурда. Если кто-то едет в машине, то она маленькая настолько, что в ней тяжело двигаться. Если кто-то пользуется лифтом, то он обязательно должен ехать крайне медленно, чтобы в конечном итоге перепутать этаж или вовсе застрять.
Несмотря на принадлежность к вроде бы серьёзному и драматичному жанру, «Бразилия» умудряется быть и смешной, и остроумной. В фильме много ярких красок, персонажи преимущественно рады, а действие вообще происходит на Рождество. Здесь никто с серьёзным выражением лица не говорит о том, что нужно «бороться с системой», поднимать восстание и заниматься прочими стереотипными делами героев в антиутопии.
Существование героя не ограничивается лишь работой – помимо неё он ведёт полноценную жизнь. Однако сильное влияние на него оказывает (пытается оказать) мать, которая принадлежит к высшим слоям общества. А это обязывает её вести соответствующий образ жизни – большую часть времени она проводит либо на светских приёмах в окружении подхалимов, либо за бесконечными пластическими операциями, чтобы пользоваться «успехом» в высших кругах. Однако для Сэма такой образ жизни – ужасен. И на все уговоры матери получить более высокую должность, жениться на дочери подруги и т.д., герой отвечает решительным отказом. Тем самым фильм пытается затронуть тему навязанного поведения и образа жизни.
Главным достоинством «Бразилии» является визуальная составляющая. Пусть в фильме создан не самый масштабный мир, а спецэффекты не всегда блещут, но все показанные на экране детали прекрасно работают и по-своему красивы, даже если это трущобы или невзрачные офисные помещения. Терри Гиллиам, будучи любителем психоделических образов, не изменил себе и в этот раз – сцены снов главного героя и общая атмосфера дают понять, что происходит что-то нереальное, сюрреалистичное. Как будто смотришь культовое комедийное шоу «Монти Пайтон» (к которому Гиллиам также причастен). А ближе к концу фильма градус странности только повышается, что хорошо заметно благодаря операторским приёмам – странному и плавному движению камеры (которые в будущем будут использованы в другой работе режиссёра – «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»).
«Бразилия» – яркая, нестандартная и местами комичная антиутопия. Она смешная, так как в открытую, почти издевательски оголяет такие проблемы нашего общества, как стремление к излишнему формализму, бюрократизму, насаждённым ценностям, жизненному и бытовому иррационализму. Вместе с тем от неё становится грустно, так как приходит осознание того, что все наши проблемы созданы нами.