Найти в Дзене
Ночной киноэкспресс

"Бразилия": нестандартная антиутопия

Бразилия | Brazil | 1985

Режиссёр: Терри Гиллиам

Жанр антиутопии сегодня является весьма востребованным, особенно среди молодёжи. Возможно, причина в том, что антиутопия выставляет на показ имеющиеся в нашем обществе проблемы, на что молодое поколение реагирует особенно болезненно (ведь ему с ними жить). А может, потому что обязательным атрибутом в этом жанре является герой, который, несмотря на свою слабость и незначительность, борется с несправедливой и жестокой системой. Ведь в таком герое легко увидеть самого себя, не так ли? Во всяком случае, спрос на антиутопию есть.

Если вспоминать литературные антиутопические произведения, то на ум сразу приходят «1984» и «О дивный новый мир». А что с кино? Если не брать во внимание фильмы, которые не являются экранизациями книг или не связаны с какими-то глобальными катаклизмами (так как это уже смесь с постапокалипсисом), то список получится не очень внушительным. Из недавнего – «Лобстер» и «Время». Однако сегодня речь пойдёт о другом, более ярком, но редко вспоминаемом представителе жанра.

«Бразилия» – это антиутопия, действие которой происходит в «некоторой стране» в «какие-то годы 20-го века». Мир фильма не страдает от войны, он не пережил конца света или эпидемии. Здесь мы не увидим тотального контроля за жизнью человека (как в «1984») или других привычных, можно даже сказать избитых мотивов антиутопии. Напротив – в мире всё спокойно, а единственная реальная угроза – терроризм. Так в чём же дело?

Самобытность «Бразилии» как антиутопии в том, что показанное общество страдает от тотальной бюрократии. Любая процедура и любое действие вплоть до вызова сантехника требуют соблюдение огромного количества формальностей, которые скорее мешают, нежели способствуют контролю и отчётности. Для того, чтобы показать нам все недостатки общества, создатели прибегают к таким приёмам как преувеличение, гротеск и доведение до абсурда. Пусть эти приёмы простые и сразу бросаются в глаза, но здесь они отлично реализованы.

Спокойный семейный вечер внезапно превращается в задержание «опасного преступника». Разумеется, всё законно, ведь все документы оформлены должны образом
Спокойный семейный вечер внезапно превращается в задержание «опасного преступника». Разумеется, всё законно, ведь все документы оформлены должны образом

Главный герой фильма – Сэм Лаури, занимающий не самую высокую должность в Министерстве информации. Здесь создатели решили не изобретать велосипед, и наделили Сэма не примечательными, средними чертами — он простой человек, ничем не выдающийся, но ответственный и имеет твёрдые убеждения. Назвать его героем, равно как и слабаком, нельзя. Вся его работа строится вокруг документов, которые являются чуть не главным ресурсом в обществе. Все твёрдо убеждены, что ошибок в работе Министерства быть не может. Однако из-за абсолютной случайности происходит путаница в документах, что приводит к аресту не того человека. В итоге именно Сэму поручают разобраться со всем этим. В дальнейшем главный герой сталкивается и с другими недостатками современного общества и уклада жизни.

Помимо излишней бюрократии общество в «Бразилии» страдает от бесконечных бытовых неудобств. В сцене знакомства с героем мы видим, что вместе с будильником срабатывают и другие устройства – кофемашина, тостер и другие, которые должны максимально упростить сборы на работу. Однако такой технологический прогресс создал больше неудобств, нежели проблем – все устройства работают неисправно, ломаются без причин и сами по себе неудобны в эксплуатации, громоздки и некрасивы. Всё это также показывается через доведение до абсурда. Если кто-то едет в машине, то она маленькая настолько, что в ней тяжело двигаться. Если кто-то пользуется лифтом, то он обязательно должен ехать крайне медленно, чтобы в конечном итоге перепутать этаж или вовсе застрять.

«Умный будильник», заведённый на утро, сработал… после того, как герой (уже проснувшийся от телефонного звонка) стукнул по нему
«Умный будильник», заведённый на утро, сработал… после того, как герой (уже проснувшийся от телефонного звонка) стукнул по нему

Несмотря на принадлежность к вроде бы серьёзному и драматичному жанру, «Бразилия» умудряется быть и смешной, и остроумной. В фильме много ярких красок, персонажи преимущественно рады, а действие вообще происходит на Рождество. Здесь никто с серьёзным выражением лица не говорит о том, что нужно «бороться с системой», поднимать восстание и заниматься прочими стереотипными делами героев в антиутопии.

Существование героя не ограничивается лишь работой – помимо неё он ведёт полноценную жизнь. Однако сильное влияние на него оказывает (пытается оказать) мать, которая принадлежит к высшим слоям общества. А это обязывает её вести соответствующий образ жизни – большую часть времени она проводит либо на светских приёмах в окружении подхалимов, либо за бесконечными пластическими операциями, чтобы пользоваться «успехом» в высших кругах. Однако для Сэма такой образ жизни – ужасен. И на все уговоры матери получить более высокую должность, жениться на дочери подруги и т.д., герой отвечает решительным отказом. Тем самым фильм пытается затронуть тему навязанного поведения и образа жизни.

Главный герой просто хотел поговорить со своей матерью наедине, однако вместо этого ему приходится терпеть её друзей (а ещё произошёл теракт, но до него никому нет дела)
Главный герой просто хотел поговорить со своей матерью наедине, однако вместо этого ему приходится терпеть её друзей (а ещё произошёл теракт, но до него никому нет дела)

Главным достоинством «Бразилии» является визуальная составляющая. Пусть в фильме создан не самый масштабный мир, а спецэффекты не всегда блещут, но все показанные на экране детали прекрасно работают и по-своему красивы, даже если это трущобы или невзрачные офисные помещения. Терри Гиллиам, будучи любителем психоделических образов, не изменил себе и в этот раз – сцены снов главного героя и общая атмосфера дают понять, что происходит что-то нереальное, сюрреалистичное. Как будто смотришь культовое комедийное шоу «Монти Пайтон» (к которому Гиллиам также причастен). А ближе к концу фильма градус странности только повышается, что хорошо заметно благодаря операторским приёмам – странному и плавному движению камеры (которые в будущем будут использованы в другой работе режиссёра – «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»).

Режиссёрский стиль особенно хорошо виден, если на экране происходит что-то странное, как, например, в сценах сна главного героя
Режиссёрский стиль особенно хорошо виден, если на экране происходит что-то странное, как, например, в сценах сна главного героя

«Бразилия» – яркая, нестандартная и местами комичная антиутопия. Она смешная, так как в открытую, почти издевательски оголяет такие проблемы нашего общества, как стремление к излишнему формализму, бюрократизму, насаждённым ценностям, жизненному и бытовому иррационализму. Вместе с тем от неё становится грустно, так как приходит осознание того, что все наши проблемы созданы нами.