Найти в Дзене
diletant.media

Еретик и мельник XVI века

Оглавление

Откуда мы можем знать, о чём думал итальянский еретик в XVI веке? Ответ на этот и другие вопросы давно нашёл отец микроистории Карло Гинзбург.

«Сыр и черви» Карло Гинзбурга и микроистория

Долгое время историческую науку, а также людей, увлекающихся историей, интересовали политические события. Во второй половине XX столетия на авансцену выходит социальная история, микроистория и история ментальности.

В этой связи следует вспомнить новаторскую работу итальянского историка Карло Гинзбурга под названием «Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в.». Историк детально изучил материалы инквизиционного суда по делу еретика Доменико Сканделла по прозвищу «Меноккио». Рассказы обычного мельника с необычными увлечениями рисуют наилюбопытнейшую картину мира низов средневекового общества.

Брошенные мельницы в Сорренто. Источник: guruturizma.ru
Брошенные мельницы в Сорренто. Источник: guruturizma.ru

Сканделла: мельник и вольнодумец

О главном персонаже сведений накопилось достаточно. Человек пережил два инквизиционных разбирательства, и у следствия оказалось немало данных о еретике Меноккио.

Средневековые мельницы. Источник: historylib.org
Средневековые мельницы. Источник: historylib.org

Доменико Сканделла родился около 1532 года (на момент допроса мельнику было 52 года) во фриульском селении Монтереале. К северо-востоку от Венеции он взял в аренду два земельных участка и две мельницы: работа позволяла ему прокормить своё семейство.

В 1581 году Сканделла занял должность подеста (главы местной администрации с судебными функциями) в четырёх соседних сёлах. Он был неплохо образован: мог читать, считать и писать, а также спорить с учёным клиром. За свои смелые речи о боге и вере Меноккио угодил на скамью подсудимых к инквизиторам в 1583 году.

Церковный суд. Источник: simvol-veri.ru
Церковный суд. Источник: simvol-veri.ru

Отношение к духовенству у него было резко отрицательным: прелатов и попов Сканделла откровенно не любил, считал их недалёкими, обвинял их во лжи и праздности.

Меноккио увлекался совершенно разной литературой. В материалах допроса фигурируют и Библия на родном для подсудимого языке, и «История страшного суда», и «Декамерон» Боккачо, а также Коран. Трудяга остался в тюрьме на два года, а после был выпущен за покаяние и отречение от своих идей.

В начале 90-х годов XVI столетия Доменико Сканделла вернулся в родные места. яот своих религиозных воззрений он в полной мере не отказался. Преследования и доносы продолжались. Своенравный мельник рассказывал знакомым, что Евангелие было написано монахами и попами попросту от безделья, сквернословил и нецензурно высказывался по поводу Иисуса Христа.

Встав перед церковным судом во второй раз в 1599 году, Меноккио вновь рассказал о своих идеях и уже считал себя чуть ли не учёным пророком. Пытки не дали результатов: сообщников мельник не выдал. Неизвестно, были ли они вообще.

Благодаря своей профессии Меноккио имел серьёзный вес в деревне и являлся авторитетом, но, к сожалению, сельский мыслитель нажил себе немало недоброжелателей.

Итог был прост: болтун с довольно неординарными мыслями, мельник и подеста был казнён по велению Рима. Свидетельств против него была целая масса.

Подробнее