Откуда мы можем знать, о чём думал итальянский еретик в XVI веке? Ответ на этот и другие вопросы давно нашёл отец микроистории Карло Гинзбург.
«Сыр и черви» Карло Гинзбурга и микроистория
Долгое время историческую науку, а также людей, увлекающихся историей, интересовали политические события. Во второй половине XX столетия на авансцену выходит социальная история, микроистория и история ментальности.
В этой связи следует вспомнить новаторскую работу итальянского историка Карло Гинзбурга под названием «Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в.». Историк детально изучил материалы инквизиционного суда по делу еретика Доменико Сканделла по прозвищу «Меноккио». Рассказы обычного мельника с необычными увлечениями рисуют наилюбопытнейшую картину мира низов средневекового общества.
Сканделла: мельник и вольнодумец
О главном персонаже сведений накопилось достаточно. Человек пережил два инквизиционных разбирательства, и у следствия оказалось немало данных о еретике Меноккио.
Доменико Сканделла родился около 1532 года (на момент допроса мельнику было 52 года) во фриульском селении Монтереале. К северо-востоку от Венеции он взял в аренду два земельных участка и две мельницы: работа позволяла ему прокормить своё семейство.
В 1581 году Сканделла занял должность подеста (главы местной администрации с судебными функциями) в четырёх соседних сёлах. Он был неплохо образован: мог читать, считать и писать, а также спорить с учёным клиром. За свои смелые речи о боге и вере Меноккио угодил на скамью подсудимых к инквизиторам в 1583 году.
Отношение к духовенству у него было резко отрицательным: прелатов и попов Сканделла откровенно не любил, считал их недалёкими, обвинял их во лжи и праздности.
Меноккио увлекался совершенно разной литературой. В материалах допроса фигурируют и Библия на родном для подсудимого языке, и «История страшного суда», и «Декамерон» Боккачо, а также Коран. Трудяга остался в тюрьме на два года, а после был выпущен за покаяние и отречение от своих идей.
В начале 90-х годов XVI столетия Доменико Сканделла вернулся в родные места. яот своих религиозных воззрений он в полной мере не отказался. Преследования и доносы продолжались. Своенравный мельник рассказывал знакомым, что Евангелие было написано монахами и попами попросту от безделья, сквернословил и нецензурно высказывался по поводу Иисуса Христа.
Встав перед церковным судом во второй раз в 1599 году, Меноккио вновь рассказал о своих идеях и уже считал себя чуть ли не учёным пророком. Пытки не дали результатов: сообщников мельник не выдал. Неизвестно, были ли они вообще.
Благодаря своей профессии Меноккио имел серьёзный вес в деревне и являлся авторитетом, но, к сожалению, сельский мыслитель нажил себе немало недоброжелателей.
Итог был прост: болтун с довольно неординарными мыслями, мельник и подеста был казнён по велению Рима. Свидетельств против него была целая масса.