Есть в нашем мире затерянные во времени и пространстве локации, о которых возможно никто и не вспомнил , если бы не события глобального конфликта, захлестнувшего, подобно морской волне в штормовой день, весь земной шар. Одним из таких уголков стал остров Уэйк.
Небольшой клочок земли, затерянный в центральной части Тихого океана, единственный участок суши на сотни миль морской глади вокруг, Уэйк, несомненно выглядит довольно блекло даже на фоне многих тихоокеанских островов. Его площадь составляет всего 6,5 квадратных километров, а с высоты птичьего полета (равно как и из кабины самолета) можно прекрасно разглядеть характерные очертания острова — похожие на латинскую букву «U», а также примыкающие небольшие островки Уилкс и Пил. Растительный покров Уэйка достаточно плотный, но небогатый, земля поросла травой и невысоким кустарником, в котором при желании может легко спрятаться даже небольшая группа людей, деревьев же почти нет — всему виной сухость и бедность островной почвы. Климат острова тоже не блещет разнообразием, почти весь год на нем стоит летняя жара в 25-27 градусов, разве что изредка пройдет дождь или промчится тайфун…
Остров Уэйк был открыт испанскими мореплавателями еще в 16 веке, однако он оказался для них настолько убогим и малоинтересным, что о острове банально забыли почти на две сотни лет. Лишь в 1796 году британский купец, капитан Уэйк «открыл» остров еще раз и без лишней скромности назвал в честь себя любимого. В 1840 году уже американская экспедиция, в числе экипажа которой были капитан Уилкс и натуралист Пил, провели подробное исследование этого клочка суши, а в 1899 году Уэйк был объявлен «владением Соединенных штатов».
Впрочем, стратегическое значение острова долгое время оставалось для американцев неясным. Ситуация изменилась в 1935 году, когда авиакомпания «Пан Америкэн» решила использовать остров как промежуточную остановку для транстихоокеанских перелетов. Единственной проблемой было то, что остров формально находился в распоряжении американского военного флота, однако это недоразумение быстро решили — военные с радостью пошли на встречу гражданским и даже предложили свою помощь в строительстве инфраструктуры на Уэйк.
Однако, «вояки», помогали авиаторам «Пан Америкэн» не по доброте душевной, на острове они имели свой интерес. Находясь в относительной близости (по меркам Тихого океана, естественно) от контролируемых японцами Маршалловых и Марианских островов, Уэйк становился одним из ключевых элементов в оборонительном периметре американцев. Отсюда они могли отправлять разведывательные патрули, проводить воздушные рейды и обеспечивать прикрытие с воздуха для своих морских сил. В 1935 году на острове началось строительство базовой инфраструктуры, а в 1938 году отчет подготовленный для руководства ВМС США рекомендовал не поскупиться на выделение 7 миллионов долларов, которые должны были превратить затерянный в океане остров в передовую базу для патрульных самолетов и вспомогательный пункт перегонки боевой авиации на Дальний Восток и Филиппины. Активные работы по превращению Уэйка в военную базу начались уже значительно позже, в начале 1941 года, когда на нем высадилась крупная группа флотских инженеров и гражданских специалистов.
Активность американцев на острове вполне предсказуемо не прошла мимо японцев. И если поначалу Япония лишь «выражала озабоченность» милитаризацией Уэйка, то к 1938-му году этот океанский форпост стал одной из главных целей для Императорского флота в случае войны с США. Оба государства, медленно, но верно сползавших к конфронтации в борьбе за обладание Тихим океаном начали рассматривать остров как ключевой «кирпич» в своих «крепостных стенах".
***
Перед американскими строителями и инженерами, высадившимися на Уэйке 9 января 1941 года стояла непростая задача. В сжатые сроки остров требовалось превратить в крепость посреди открытого океана и при этом не забыть о главной цели — обустройстве взлетно-посадочной полосы для боевых самолетов, которые в случае войны (перспектива которой казалась уже не самой далекой) ударят по японцам… Впрочем, помимо военно-строительных нужно было решать и примитивные, бытовые задачи — возводить жилые бараки, помещения для медицинского персонала и даже коллекторы пресной воды, ибо на самом острове ее запасов практически не было.
В августе 1941-го на Уэйк выросли первые серьезные оборонительные сооружения — позиции для 12 зенитных орудий крупного калибра, 5 пушек береговой обороны, оснащенных прожекторами для ведения боя ночью. Огневую мощь гарнизона усиливали около 50 пулеметов. Не бог весть что, но начало было положено...
Основу личного состава гарнизона острова составлял батальон морской пехоты, силы которого постепенно прибывали на Уэйк с начала августа. В середине октября, к острову причалил корабль с командиром батальона — майором Джеймсом Деверо. Состояние дел на Уэйке его совершенно не устроило, по мнению Деверо работа велась откровенно «спустя рукава», а морпехи очень уж много времени тратили на отдых и «перекуры». Майор установил жесточайший распорядок дня, в соответствии с которым бойцы вкалывали на строительных работах и занятиях по боевой подготовке с 6 утра до позднего вечера. Подчиненные буквально возненавидели своего командира, однако тяжелый труд приносил свои плоды — остров медленно, но верно превращался из необитаемого клочка земли в некое подобие военного форпоста.
В конце ноября на Уэйк прибыл командор военно-морских сил Уинфилд Каннингэм, сменивший Деверо на должности командующего гарнизоном. Каннингэм был полной противоположностью Деверо — спокойный, рассудительный человек, он предпочитал устанавливать доверительные отношения с подчиненными и не мешать им работать. Однако, командор был не очень компетентен в вопросах организации береговой обороны и работы орудийных расчетов, поэтому большую часть этих обязанностей он возложил на Деверо, занявшись более общими задачами. Одной из основных была подготовка к приему авиационного соединения, которое было уже на пути к острову — 4 декабря авианосец «Энтерпрайз» доставил на Уэйк двенадцать истребителей «Вайлдкэт» под командованием майора морской пехоты Пола Патнэма. До начала войны с Японией оставались считанные дни…
Японцы не сомневались в конечном успехе военной акции по захвату острова. Для этой задачи они собрали силы, казавшиеся командованию вполне адекватными — морское соединение контр-адмирала Садамити Кадзиоки в составе легкого крейсера «Юбари», шести эсминцев, четырех транспортных судов и трех субмарин. Поддержку с воздуха десанту должны были оказать около 40 бомбардировщиков — двухмоторных G3M и летающих лодок Тип 97. План высадки был прост и ясен как летний день над Тихим океаном — первый удар нанесут бомбардировщики, сравняв с землей значительную часть американских укреплений, после чего «Юбари» и эсминцы хорошенько «добавят» гарнизону, дабы тот окончательно утратил возможность к организованному сопротивлению. Десант из специального подразделения морской пехоты «Майзуру» (около 500 бойцов) ликвидирует оставшиеся подразделения противника, а если морским пехотинцам понадобится поддержка, на Уэйк высадятся импровизированные ударные группы набранные из экипажей кораблей и окончательно зачистят остров.
Утро 8 декабря 1941 года проходило для обитателей острова Уэйк по привычному, уже начинавшему надоедать сценарию — подъем в 6 утра, поход на завтрак, после которого начинались изнурительные 14 часовые строительные работы под палящим тропическим солнцем. Однако, на этот раз график пришлось немного поменять, правда удовольствия бойцам это особо не доставило. В восьмом часу утра на командный пункт командора Каннингэма ворвался побледневший связист — «Японские самолеты атаковали Перл-Харбор! Это не учения — повторяю — это не учения!». На всем острове тут же началась дикая суета, правда, никто из носящихся по позициям как угорелый морпехов и гражданских строителей, не мог предположить, что уже через четыре часа они окажутся на острие удара противника...