Найти тему
Искусство Звука

Ученик Моцарта и Сальери - Иоганн Непомук Гуммель

Иоганн Непомук Гуммель родился 14 ноября 1778 года в Пресбурге (ныне Братислава). Уже в три года у будущего композитора обнаружились музыкальные способности, он обладал исключительным музыкальным слухом. А в пять лет в подарок от отца он получил своё первое маленькое фортепиано, которое благоговейно хранил до самой смерти.

Гуммель — ученик Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери.  Моцарт, впечатлённый способностями восьмилетнего мальчика , предлагает ему бесплатные уроки, хотя занятия были нерегулярными, тем не менее прогресс был огромным и Моцарт предсказывал мальчику блестящее будущее. Гуммель учился и жил у Моцарта в течение двух лет и впервые выступил в возрасте девяти лет на одном из концертов Моцарта.

 С 1793 по 1816 год Гуммель живёт в столице Австрии - Вене. Берёт уроки контрапункта у Иоганна Георга Альбрехтсбергера — одного из учителей Бетховена, занимается пением у Антонио Сальери, который стал его самым близким другом и даже был свидетелем на свадьбе.

 В 1791 году Йозеф Гайдн, находившийся в Лондоне одновременно с молодым Гуммелем, сочинил для него сонату ля-бемоль мажор, которая впервые прозвучала в зале Ганновер-сквер в присутствии Гайдна. Когда Гуммель закончил, Гайдн, как сообщается, поблагодарил молодого человека и дал ему гинею . С 1795 года Иоганн Непомук стал учеником Йозефа Гайдна, который познакомил юношу с органом и посодействовал его устройству в капеллу князя Эстергази в качестве концертмейстера. В знак благодарности Гуммель также посвятил ему одну из своих сонат.

  Он дружил с Бетховеном и Шубертом. Франц Шуберт посвятил ему свои последние три фортепианные сонаты. Незадолго до смерти композитор занимался переложением струнных квартетов Бетховена для фортепиано, но замысел так и не был завершён.

Находясь в Германии, Гуммель опубликовал полный теоретический и практический курс обучения искусству игры на фортепиано (1828), который был продан тысячами экземпляров в течение нескольких дней после его публикации. Влияние Гуммеля хорошо заметно в ранних произведениях Фредерика Шопена и Роберта Шумана, а отголоски фортепианного концерта Гуммеля си минор, а также фортепианного концерта ля минор могут быть слышны в концертах Шопена. Это неудивительно. В 1828 году в Варшаве на одном из его концертов присутствовал молодой Шопен, которого игра мастера буквально пленила. Позднее Шопен активно использовал фортепианные концерты Гуммеля в своем репертуаре.

Лучшая часть наследия Гуммеля— фортепианная музыка. Он был одним из величайших виртуозов своего времени. Однако к концу жизни композитор стал замечать, что его музыка выходит из моды, а ей на смену приходит новая музыкальная школа и новые молодые композиторы. Уравновешенный классицизм Гуммеля был забыт в стремительном наступлении романтизма. И позже, уже в 20-м веке, в период классического возрождения Гуммеля обошли стороной. Его затмили Моцарт и современник Бетховен. Однако в настоящее время музыка Гуммеля восстанавливается в классическом репертуаре.

Концерт для фортепиано с оркестром си минор, ор. 89

Ещё произведения Гуммеля - Нежный голос фагота