Найти тему
машина

Когда не было Webasto…

Сегодня никого не удивить автомобилями, оснащенными предпусковыми подогревателями: печки-«автономки» часто можно увидеть даже под капотом легковых автомобилей, особенно если дело касается дизельных модификаций. А марка наиболее распространенных подогревателей Webasto уже давно стала, по сути, именем нарицательным. Ну а мы сегодня вспомним о нескольких, скажем так, «устройствах», которые заменяли ту самую «вебасту» в Советской Армии полвека тому назад.

Заправка горячей водой из водомаслогрейки ВМГ-4 автомобилей ЗИС-5 и Studebaker в первые зимние месяцы 1948 года
Заправка горячей водой из водомаслогрейки ВМГ-4 автомобилей ЗИС-5 и Studebaker в первые зимние месяцы 1948 года

Для автомобилей, в системе охлаждения которых зимой использовалась обыкновенная вода, самым актуальным средством помощи при холодном пуске двигателя являлись специальные прицепы-водомаслогрейки на пневмоколесном ходу. Начиная с 1946 года, в СССР было разработано несколько конструкций таких прицепов (в более ранний период времени прицепные подогреватели выпускали только на санном ходу). Но общий принцип действия у всех них был одинаковый. При сжигании жидкого топлива либо дров в котлах разогревались вода и моторное масло. Благодаря термоизоляции они могли храниться некоторое время в горячем виде и сливаться при необходимости через раздаточные краны. После слива из баков горячая вода и масло заправлялись в двигатели, моментально их разогревая и позволяя легко осуществить запуск.

Работа водомаслогрейки ВМГ-1 на замерзшем пруду с забором воды через пробуренную во льду лунку
Работа водомаслогрейки ВМГ-1 на замерзшем пруду с забором воды через пробуренную во льду лунку

Конструкцию первых таких прицепных водомаслогреек – ВМГ-1, ВМГ-2, ВМГ-3 и ВМГ-4 – разработали специалисты Научно-испытательного автомобильного полигона в Бронницах (далее – НИАП) в период 1946-1947 годов. Все они базировались на шасси простейших одноосных прицепов 1-АП-1,5 или 1-АП-2,5 и различались между собой емкостью и расположением котлов для воды и масла, запорной арматурой и другими незначительными деталями. Изготовление образцов произвел Центральный авторемонтный завод № 38 (далее – 38 ЦАРЗ), располагающийся рядом с НИАП.

Подогрев котлов велся несколькими паяльными лампами. Забор холодной воды и перекачка горячего масла осуществлялись при помощи ручных трофейных насосов, а слив производился самотеком через несколько раздаточных кранов. Все четыре модели прицепных водомаслогреек показали во время испытаний свою высокую эффективность, однако все-таки не были рекомендованы к производству и принятию на снабжение в связи с высокой трудоемкостью обслуживания и отдельно взятыми конструктивными недостатками. Случались с водомаслогрейками во время испытаний и ЧП – например, ВМГ-3 однажды вспыхнула сама из-за того, что при работе у нее отпаялась горелка.

Альтернативную конструкцию «грелки» на базе прицепа 1-АП-1,5 в 1947 году разработали на Ремонтно-механическом заводе Управления снабжения горючим Вооруженных Сил СССР. Она получила обозначение ВМП-47, где буквы представляли собой аббревиатуру «водо-маслоподогреватель», а цифры – год разработки. Главная особенность ВМП-47 заключалась в том, что подогрев масла и воды осуществлялся паром. Паровой котел емкостью 60 литров, в свою очередь, топился жидким топливом, которое поступало через три форсунки: по двум из них в начальный период работы подавался бензин, а в дальнейшем, после образования пара, использовалась только третья форсунка, распыляющая дизтопливо. Подогрев масла и воды мог осуществляться независимо.

Опытный образец ВМП-47 также доставили для испытаний на НИАП в Бронницы, где он сразу показал себя негодным к эксплуатации из-за дефектов и конструктивных просчетов. Для их исправления подогреватель пришлось переделывать силами 38 ЦАРЗ. Далее в течение осени ВМП-47 испытывали на НИАП, а зимой – в частях Забайкальского военного округа. В 15-градусный мороз водо-маслоподогреватель нагревал 500 литров ледяной воды до 90 градусов за 3 часа, а 220 литров полностью остывшего масла до 80 градусов – за 2 часа. Однако выводы комиссии в целом оказались негативными: низкий КПД, слабая теплоизоляция, неустойчивая работа на дизтопливе, сложность обслуживания. Более того, из-за протечки и неудачного расположения бензиновых краников имели место случаи возгорания прицепа. В общем, неудивительно, что по завершении испытаний на ВМП-47 поставили крест.

Заправка ВМП-47 маслом с помощью ручного насоса
Заправка ВМП-47 маслом с помощью ручного насоса

Тем временем, в 1948 году специалисты бронницкого автополигона (переименованного к тому времени в НИИАП – Научно-исследовательский и испытательный) спроектировали собственную модернизированную модель водомаслогрейки ВМГ-48 на шасси прицепа 1-АП-2,5. Опытный образец ВМГ-48 был достроен на 38 ЦАРЗ в феврале 1949-го. В этой модели котлы можно было греть не только путем сжигания жидкого топлива (распыляемым через форсунки керосином или бензином), но и обыкновенных дров. Подогреватель ВМГ-48, конечно, тоже имел отдельные недостатки, но в целом показал себя надежным и простым в обслуживании агрегатом и вполне позволял разогреть и подготовить к запуску до 50 автомобилей. На прогрев 925 литров воды от 10 до 95 градусов затрачивалось чуть менее полутора часов при работе на жидком топливе и около трех часов на дровах. Ровно через год, после испытаний и незначительной доработки конструкции, была построена первая опытная партия из 5 единиц улучшенных прицепов ВМГ-49 с 960-литровым водяным резервуаром и 260-литровым масляным.

Схема водомаслогрейки ВМГ-49
Схема водомаслогрейки ВМГ-49

Модель ВМГ-49 тестировали на протяжении трех лет, после чего конструкторами НИИАП были разработаны еще две новые модели унифицированных прицепов-подогревателей с жаротрубными котлами: водогрейка ВГ-50 и водомаслогрейка ВМГ-40. К их функциональным особенностям была добавлена возможность работы на дизельном топливе. Водогрейка ВГ-50 была оснащена водяным баком на 1250 л, а водомаслогрейка ВМГ-40 – водяным баком на 950 л и двумя масляными емкостями по 150 л. Опытные образцы этих прицепов традиционно построил 38-й завод в Бронницах (к тому времени он стал называться Опытным заводом № 38 Министерства обороны).

Выпуск этих прицепов развернули в 1955 году на двух других военных предприятиях: водогрейку освоил Авторемонтный завод № 61, а водомаслогрейку – Центральный авторемонтный завод № 51. Они и стали первыми советскими серийными прицепами-подогревателями!

Читайте также на канале «МАШИНА»:
-
Прицепы, на которых в Советской Армии хотели возить людей
-
Необычные варианты автобусов ПАЗ-672
-
НАМИ-0162: неизвестный проект внедорожника для Ижмаша