К покупке авто на электрической тяге многие относятся скептически. Причина такой позиции понятна – электромобиль стоит дороже, но при этом никто не считал, окупится ли он за счет более дешевой «заправки». Тем более непонятно, есть ли разница между домашним способом пополнения уровня батареи или визита на станцию экспресс-зарядки?
Предварительные оценки. Общая оценочная информация указывает на 4-кратное превосходство при использовании электричества вместо бензина или дизельного топлива. Если взять средний российский тариф не электроэнергию на уровне 3,6 руб. за 1 кВт, то это окажется более, чем в 12 раз дешевле Аи-92 (средний показатель). Но дело тут не в абсолютном значении стоимости единицы топлива. Для расчетов следует принимать во внимание удельный расход топлива.
«Заправка» через домашнюю розетку. Владельцу коттеджа или загородной усадьбы не придется искать зарядное место. Оставил электромобиль у домашней розетки, и через 6-8 часов машины готова к поездке.
При расчете ориентиром будет служить пробег авто на уровне 10 тыс. км (для удобства). Удельный расход топлива обычно называют на уровне 0,08-0,11 кВт на 1 км. Но с учетом различных потерь, включая интенсивный трафик крупного города, возьмем этот показатель на уровне 0,13 (кстати, так же указывают и инженеры Volkswagen для модели ID.3).
Для отмеченного пробега потребуется 1 300 кВт электрической энергии. С учетом круглогодичной эксплуатации, когда на зимний цикл требуется больше энергии, добавим к показателю 25 %. Таким образом, для круглогодичной «домашней» заправки потребуется: (1300+ (1300*0,25))*3,6=5,850 тыс. руб. Для пробега 1 км потребуется около 75 копеек.
Если заряжаться в ночное время, то затраты на оплату по счетчику будут еще меньше.
Зарядка на экспресс-станции. Не исключен вариант, что вблизи вашего дома расположена станция экспресс-зарядки, работающая в тестовом режиме или как рекламный образец. Здесь могут «раздавать» электричество без оплаты.
Но если владелец электромобиля заехал на стационарную станцию, то за 30-60 минут он сможет пополнить запас тока в батарее на 80 %. Не исключено, что зарядка продлиться меньше, если нужно получить всего 30-50 % от емкости батареи.
Статистика показывает, что стоимость 1 кВт за стационарных станциях колеблется от 3 до 6 рублей. Это значит, что быстро заряжаться – не значит дешевле.
Сравним с автомобилями. При среднем расходе топлива скромным бюджетным автомобилем на уровне 8 л на каждую «сотню», затраты топлива на 1 км составят 0,08 л. При средней цене бензина (Аи-92=44,5 рублей), для оплаты проезда 1 км понадобится около 3,6 рублей.
Путем сравнений получается, что стоимость поездки на электрокаре дешевле минимум в 4,5 раза. При пробегах на уровне 20-25 тыс. км за год экономия составит 57-71 тысячу. А если сюда еще добавить льготу по транспортному налогу?
В качестве заключения. При дальнейшем снижении цены на новый электромобиль и использовании стимулирующих мер правительством, экологически чистый транспорт сможет успешно трудится на наших дорогах. Зимние холода уже не являются сегодня такой большой помехой.