- Кто научил думать Р. Фейнмана, одного из величайших физиков 20 века?
- Что думал "Великий Ричи" о возможности понимания математики большинством?
"Отодранный" метод Фейнмана
По сети бродит “Метод Фейнмана”: откуда он взялся?
Вы не знаете, что такое “дралоскоп”?
Это было в прошлом веке ...
... Если студент "не успевал" начертить курсовой, то брал чертежи у друга, который "успел". Укладывал их поочередно на прозрачное органическое стекло, а сверху на них укладывал чистый лист ватмана 24 формата.
Снизу он ставил лампу, которая проецировала изображение чертежа, которое перерисовывалось ("сдиралось") методом "аккуратного копирования".
Это называлось "отодрать" или "содрать" курсак, откуда и произошло название "Дралоскоп".
Иногда скопированный курсак пускаля по кругу, среди "не успевших".
Похоже, что статьи о “Методе Фейнмана”, гуляющие по Сети, изготовлены этим методом. ))
“Щетильнее нужно, ребята!”
настаивал М.Жванецкий. То есть следует заглядывать глубже в суть.
"Отодранный метод Фейнмана" рекомендует объяснять ребенку сложные вещи простыми словами.
- А зачем?
- А почему?
- И чем руководствоваться, подбирая слова?
И как узнать - вот что самое интересное! - что ребенок уже понял? Попросить повторить? ))
Р.Фейнман был не только ученый, но и учитель. На его лекции было нелегко пробиться. И - да, он объяснял сложнейшие вещи простым языком. Авторы современных учебников этой способностью не отличаются.
Но было нечто, стоящее за его объяснениями ... Что?
Ближе к оригиналу ...
Ответ можно обнаружить в биографическом фильме “Бесконечность” (в оригинале “Любовь в бесконечности”). Фильм начинается с кадров, где отец учит маленького Ричи отличать формулировку от сути, а вещь от названия.
На примерах цветков, насекомых.
Позже появляются кадры, где дети дразнят Ричи за то, что он не знает какое-то название. Они кричат: “Отец тебя ничему не учит!”
Маленький, но уже умный Ричи возражает: “Нет, он меня учит!”.
Главным возражением, доказательством Ричарда Фейнмана явилась его жизнь.
Стоит посмотреть этот фильм как-нибудь.
Может ли каждый понять школьную математику?
Простые вещи, к которым относится и школьный курс математики, может быть понят большинством. Но каждый должен следовать собственным путем.
“И что же”,- спросят меня,- “Каждому свой учебник, свой учитель, своя программа, что ли?”
И так, и не так.
Так, потому, что действительно есть общие законы понимания. Не гарантирующие, но ведущие в правильном направлении. В отличие от тех, по которым, как по старой смоленской дороге, до пункта назначения добираются потрепанные единицы.
Вероятности разные, понимаете?
Проиллюстрирую мысль методом, похожим на тот, которым учил маленького Ричи его отец.
"Метод отца Фейнмана"
Вот картинка, правда я разрезал ее на 9 частей и перемешал их.
Что это?
Думаю, дошкольник догадается: это петушок и курочка-ряба.
А теперь я разрежу эту же картинку на бОльшее количество частей - 64.
Ну как, есть разница?
А вот исходное изображение, цельный образ … Отличается чем-то?
К чему это все? И зачем было портить изображение?
Чем занимается наука
Наука “режет” реальность. Конечно, не ножиком.
Ученый собирает отдельные факты, анализирует их (от греч. “расчленение, разборка”), а затем снова собирает. И понимает лучше, чем до “операции”.
И так случилось, что наука началась не с “разрезания” мира на субатомные частицы и “струны”. )) И не с придумывания слов.
Люди изучали простые и полезные в их мире вещи.
Рычаг, вода в ванне - Архимед. Вода в трубах - Бернулли. Падение камня сверху - Галилей, Ньютон (не является призывом бросать предметы на головы прохожих).
Понимание начиналось с разрезания исходной вещи на малое число частей.
Названия "кускам" - законам - присваивали по мере необходимости.
И сейчас механизм понимания остается прежним ...
Несмотря на утвержденные ФГОС.
- Но если разрезать на: “Ой, какие мелкие кусочки!” (“С легким паром”) ...
- И каждому кусочку присвоить свое название (желательно на латыни или на транскрибированном английском, вроде “дистрибутивный закон …”).
- А потом изучать эти кусочки в почти произвольной последовательности...
Вот тогда мы и получим математически точную модель непонимания математики в школе.
"Слово - это не вещь!"
Не стоит усложнять в самом начале. Не стоит вводить термины без необходимости.
Название - это не вещь.
“Заруби это себе на носу”, - в самом раннем возрасте я донес эту мысль до сына.
А сейчас около его стола висит другая мысль (если вообще мысль может висеть )).
“Картинка - это не вещь!”
Слова, математические символы, картинки, графики …
Все это “заменители”. Желание мудрствовать испаряется, когда понимаешь это. Возникает желание понимать, возвращаясь к "вещи" - предмету понимания.
“Слово - это не вещь”. И “Картинка - это не вещь”. Поэтому в сущности без разницы какими словами описывать ... если вы понимаете, видите, ощущаете предмет. У вас есть опыт.
Кто научил Фейнмана думать? "Метод отца"
Известно (и это показано в фильме), что именно Р. Фейнман понял причину аварии “Челленжера”.
Как?
По "Методу отца", который он усвоил в раннем детстве, рассматривая с отцом жучков и растения.
Ричард отказался "исследовать" копии уплотнительного кольца двигателя. Не то, что словесные описания или чертежи - даже предоставленные ему инженерами НАСА точные модели из более плотного, чем слова, материала.
А инженеры, изготовившие модели и знавшие множество деталей, которых не знал Ричард - не смогли!
Два мира, два способа понимания
Ричард Фейнман стал не только великим ученым но и великим учителем.
Он разработал новый, сильно отличающийся от традиционных, курс физики. На его лекции, говорят, было не так просто попасть. О чем-то это да говорит? Если вы были студентом, то понимаете ))
("Фейнмановские лекции по физике", изданные в СССР я купил, кажется в 9 классе и читал их как художественную литературу. Почему бы науке и не быть интересной, понятной и захватывающей? Если это наука, а не "Одобренные и утвержденные" книжки, написанные теми, кто ни к реальной жизни, ни к науке никакого отношения не имел?)
"Великий Ричи" имел возможность сравнить два стиля обучения:
- школьный и
- отцовский.
Фейнман понял разницу. Поэтому и стал как великим ученым, так и великим учителем.
Так что, слова, конечно, имеют значение и их нужно научиться использовать.
Но настоящий метод Фейнмана состоит в избавлении по возможности от любых копий. Визуальных, вербальных.
В поиске, нахождении и изучении вещей. Чтобы понимать.
Если тема резонирует - лайк. Продолжение разговора - подписка.