Если обратиться к истории взаимоотношений между Россией и Китаем, то окажется, что им насчитывается не много и не мало, а 400 лет. Эти отношения включают, в том числе и торговые, хотя по сравнению с другими странами товарооборот России с Китаем составляет около 10%, тогда как для самой КНР этот процент еще скромнее – 2,3%. Эти цифры имеют отношение к 2012 году, но каждый год заметен рост товарооборота и небольшие колебания в структуре грузовых перевозок из Китая.
Как изменяется товарооборот между странами с течением времени
Статистика говорит о том, что медленно, но очень верно, объемы товаров, которые транспортируют из одной страны в другую, растут. Так, например, только за первые месяцы 2019 года отчетливо заметно увеличение товарооборота, которое в относительных показателях составило 5,8%, а в абсолютных цифрах этот рост составил более 22 миллиардов долларов. За период с 2013 по 2018 год суммарная стоимость грузов подошла к рубежу в 480 миллиардов долларов. Соответственно, растет и грузооборот, то есть объемы перевозимых грузов по автодорогам, воздуху, железным дорогам и морю.
Доставка из Китая – теперь одна из наиболее востребованных услуг, которая стабильно развивается, и год за годом на рынок выходят новые компании, готовые предоставлять не только услуги карго из Китая, но и полный комплекс услуг, включающий выбор производителя, посещение выставок, закупку, проверку качества, хранение, перевозку и растаможку. Получение подобных услуг российскими участниками торговых отношений значительно облегчает им жизнь и избавляет от ошибок, связанных с особенностью менталитета китайцев и их традиций.
Структура торговли
Понятно, что структурный состав закупаемых в Китае товаров, варьирует в зависимости не только от экономических особенностей рынка в каждом конкретном году, но и от того, как складываются между участниками мирового рынка политические взаимоотношения. Поэтому в разные периоды можно заметить, как по одним позициям цифры проседают, а по другим вырастают. В зависимости от структуры и вида перевозимых товаров изменяется и логистика доставки товаров из Китая. Интересно, выявить тенденции развития, чтобы понимать, какие иды продуктов будут в приоритете у россиян и какие цены могут быть установлены на китайском рынке.
В приоритете перечня продуктов с доставкой из Китая оказались изделия химической промышленности и предприятий по производству минеральных продуктов, а также машины, оборудование и аппаратура, которые соответственно составили 32 и 29 процентов от общего объема закупок в КНР. В связи с этим сложилась особая логистика, которая привязана к не срочным, но надежным перевозкам – морским и железнодорожным перевозкам из Китая.
Особенности логистики
Поскольку в приоритете оказались товары сыпучие и тяжеловесные, а некоторые из них высокотехнологичные, а потому весьма требовательные к условиям транспортировки, то в качестве предпочитаемых путей сообщения были выбраны морские, авто- и железнодорожные. Так как недалеко от КНР лежит порт Владивосток, то и логистика была смещена в сторону морских контейнерных перевозок из Китая: такой вариант транспортировки более дешев и надежен в сравнении с прочими.
Удаленность Владивостока от центральных регионов внесла свои коррективы, а потому маршруты доставки грузов из Китая стали включать в себя все возможные способы перемещения в зависимости от габаритно-весовых характеристик товаров и сроков их хранения. Перевозки стали комплексными, или мультимодальными. Поэтому каждый из покупателей волен определить наилучший для себя вариант транспортировки по срокам и стоимости.